Становление и развитие теории и практики оперативного искусства в Военной академии Генерального штаба

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2007, стр. 34-44

Становление и развитие теории и практики оперативного искусства в Военной академии Генерального штаба

Начальник кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ

генерал-лейтенант А.Н. СТОЛЯРОВ

Становление и развитие теории и практики оперативного искусства в Военной академии Генерального штаба

СТОЛЯРОВ Александр Николаевич родился в 1953 году в Краснодаре. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (1974), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1982), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (1994).

Проходил службу на различных командных и штабных должностях в Северо-Кавказском, Среднеазиатском, Московском, Дальневосточном, Приволжско-Уральском военных округах, Группе советских войск в Германии, участвовал в контртеррористической операции в Чеченской Республике.

В 2006 году с должности заместителя командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа назначен начальником кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

КАФЕДРА оперативного искусства Военной академии Генерального штаба РККА была сформирована в предгрозовые 30-е годы XX века. Ее создание в 1936 году явилось своевременной и естественной реакцией руководства страны на угрозу надвигавшейся Второй мировой войны.

По замыслу Генерального штаба РККА кафедра должна была выступать в качестве ведущей в академии. Ее программой предусматривалось изучение теории и практики армейских операций, основ фронтовых операций, военной стратегии и операций ВВС, курса взаимодействия общевойсковых формирований с ВМФ. После реорганизации в 1937 году усилия кафедры были сосредоточены на разработке теории армейских и фронтовых операций, подготовке кадров высшего звена по этой тематике.

Начальник кафедры (1936-1937) - известный военный ученый - комбриг Г.С. Иссерсон и педагогический коллектив понимали, что для разработки даже самых актуальных вопросов оперативного искусства историей им отведено слишком мало времени. Поэтому в 30-е годы XX века основное внимание было уделено дальнейшему развитию теории глубокой операции, вопросам применения в армейских и фронтовых наступательных и оборонительных операциях крупных механизированных и танковых формирований, прорыва позиционной обороны противника в различных условиях обстановки, развития успеха наступления, форсирования водных преград и др.

Без преувеличения можно сказать, что ни одна армия в мире в то время не имела столь глубокой и обоснованной теории, как теория глубокой операции. Разработанная в Главном оперативном управлении Генерального штаба В.К. Триандафилловым, Г.С. Иссерсоном и другими и развитая на кафедре оперативного искусства академии, она указывала выход из «позиционного тупика», в который военное искусство зашло в ходе Первой мировой войны.

Основы фронтовых операций, так своевременно разработанные на кафедре оперативного искусства, явились хорошим фундаментом для создания в начале Великой Отечественной войны стройной теории применения оперативно-стратегических объединений и стратегических группировок войск (операций групп фронтов).

К числу наиболее оригинальных работ этого времени относятся труды Г.С. Иссерсона «Эволюция оперативного искусства», «Основы глубокой операции» и «Начальный период войны»; Е.А. Шиловского «Операция», «Прорыв и его развитие», «Основы наступательной армейской операции»; А.В. Кирпичникова «Операции современных подвижных армий», которые стали настольными книгами высших и средних командиров.

Вместе с тем командование и преподаватели кафедры оперативного искусства отдавали себе отчет в том, что будущие военные столкновения с сильным и опытным противником потребуют готовности войск к действиям в самых неблагоприятных условиях. Поэтому под руководством начальника кафедры (1938-1941) Е.А. Шиловского были разработаны теоретические положения по ведению встречных сражений, отходу армии, действиям армии в окружении и при выходе из него. В последующем, в августе 1941 года, эти разработки были включены в программу подготовки слушателей.

Одной из эффективных форм обучения, применявшихся на кафедре оперативного искусства, являлось ежегодное участие слушателей в полевых войсковых учениях: в 1937 году - в Киевском военном округе (район г. Коро-стень), 1938 году - в Белорусском Особом военном округе (г. Рогачев), 1939 году - в Киевском Особом военном округе (г. Винница), в 1940 году - в Киевском Особом военном округе (г. Злочев).

Эти и другие мероприятия во многом способствовали успешному решению кафедрой ее главной задачи - подготовки высококвалифицированных специалистов высшего звена, способных руководить объединениями в надвигавшейся войне. Неслучайно в первом выпуске слушателей академии, прошедших полный курс оперативного искусства, были комбриги Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, ПК. Маландин, полковники А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, М.В. Захаров, К.Ф. Ско-робогаткин и ряд других офицеров, ставших в годы Великой Отечественной войны известными полководцами и военачальниками.

В годы Великой Отечественной войны и в период кампании на Дальнем Востоке (1945) кафедра оперативного искусства внесла достойный вклад в развитие военной теории, подготовку кадров оперативного звена для действующей армии и Генерального штаба.

Разработанная в мирное время система перехода академии на подготовку слушателей в условиях начавшейся войны полностью себя оправдала: работа на ведущей кафедре не прекращалась ни на один день. При этом в зависимости от сложности ситуации на фронтах обучение осуществлялось в течение двух, шести и девяти месяцев. Вся эта работа - по переходу на новые сроки обучения - была проведена организованно и к установленному времени.

Ученые, профессора и преподаватели всесторонне изучали опыт войны, вскрывали новые тенденции и закономерности в развитии военного искусства, разрабатывали рекомендации по вопросам подготовки и ведения операций, сражений и боев. Во многом успех в решении этих задач предопределялся тем, что на преподавательскую работу на главную кафедру Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова направлялись только те генералы и офицеры, которые получили опыт командования объединениями и соединениями или работы в штабах фронтов (армий). Списки утверждались лично народным комиссаром обороны СССР.

С первых же месяцев военных действий началась разработка военно-теоретических трудов, обобщающих опыт войны. Уже в начале 1942 года вышел в свет специальный сборник трудов, авторами которого являлись главным образом слушатели, прибывшие из действующей армии. По указанию начальника Генерального штаба он был разослан в штабы фронтов, военных округов, военные академии и использовался в подготовке командующих, командиров и штабов. В этом же году были изданы пособия, в которых подробно рассматривались новые положения оперативного искусства - вопросы артиллерийского и авиационного наступления, применения танковых группировок, взаимодействия и управления, а в следующем году вышел в свет труд «Разгром немецких войск под Москвой. Московская операция Западного фронта 16ноября 1941 года - 2января 1942года», разработанный коллективом преподавателей под общим руководством Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова.

Большое значение для становления практики оперативного искусства Красной Армии имели работы Г. К. Маландина «Основы армейских наступательных операций», Е.А. Шиловского «Основы оперативного прорыва», а также коллективные труды «Оборонительная операция армии» и «Наступательная операция армии» (1943). В разработке последнего от кафедры оперативного искусства участвовали Г.К. Маландин, Ф.И. Исаев, А.И. Штромберг, М.Ф. Сочилов и другие преподаватели. Этот труд, так же как и пособие А.Г. Ярчевского и М.Ф. Сочилова «Основы оборонительных операций армий» (1944), был высоко оценен Генеральным штабом и разослан в войска, центральный аппарат и военные академии.

В названных выше и других работах на основе анализа опыта войны и прогнозных оценок раскрывались вопросы, связанные с прорывом в армейских и фронтовых наступательных операциях подготовленной обороны противника, обеспечением ввода в прорыв подвижных групп армий и фронтов, форсированием водных преград, осуществлением перегруппировок оперативных объединений на угрожаемые направления, оборонительных операций армий с отходом на оборонительные рубежи в глубине с последующим переходом в контрнаступление и др.

Для максимального приближения результатов научных разработок к боевой практике войск в годы войны широко использовались выезд преподавателей кафедры на фронты и стажировки в войсках. Это позволило, например, генерал-лейтенанту Е.А. Шиловскому в 1944 году разработать вначале учебное пособие, а затем один из крупнейших научных трудов кафедры в годы войны - «Прорыв фронта». Труд явился крупным шагом вперед в теоретической разработке наиболее сложного и ответственного этапа наступательной операции. В нем был обобщен опыт прорыва глубокоэшелонированной обороны противника в ряде операций Великой Отечественной войны: прорыв 20-й армией Западного фронта обороны немцев на р. Лама в январе 1942 года, прорыв обороны противника войсками правого крыла Западного фронта на зубцово-ржевском направлении в августе 1942 года, прорыв на флангах сталинградской группировки противника с 19 до 23 ноября 1942 года.

Управление по использованию опыта войны Генерального штаба Красной Армии, высоко оценивая этот труд, отмечало, что он является высоконаучным исследованием вопросов, связанных с теорией и практикой оперативных прорывов. По распоряжению начальника Генерального штаба труд «Прорыв фронта» был разослан по всем военным организациям, а высшая аттестационная комиссия, учитывая большое научное и практическое значение трудов Е.А. Шиловского, присудила ему ученую степень доктора военных наук без защиты диссертации.

Всего за годы войны кафедрой было издано 162 учебных пособия, отличавшихся высоким научным уровнем, и ряд крупных военно-теоретических трудов.

Важным вкладом в военную науку явилось участие преподавателей кафедры в деятельности Уставной комиссии Красной Армии - в разработке «Полевого устава» (1943), «Наставления по полевой службе штабов» (1944) и других уставных документов.

В ходе всей войны и последовавшей кампанией на Дальнем Востоке кафедра оперативного искусства являлась центром военно-научной мысли Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова. Ее педагоги: В.М. Злобин, А.В. Кирпичников, М.Ф. Сочилов, А.В. Ткачен-ко,Е.А.Шиловский, А.М. Штромберг и многие другие - внесли достойный вклад в разработку важнейших проблем оперативного искусства.

В послевоенный период роль кафедры оперативного искусства постоянно возрастала. Первоначально этому способствовало решение об изменении с 1946 года профиля академии. Теперь она приступала к подготовке руководящих кадров оперативно-стратегического звена управления. Оперативное искусство стало профилирующей дисциплиной, охватывающей в деталях теорию и практику подготовки и ведения армейских и фронтовых операций.

Основные усилия кафедры в 1946-1947 годах направлялись на всесторонний анализ опыта Великой Отечественной и Второй мировой войн, умелое применение результатов исследований в учебном процессе академии и в практике войск. С 1948 года наряду с обобщением опыта войн было начато глубокое исследование влияния на оперативное искусство новых социально-политических факторов, современных средств вооруженной борьбы и изменившегося боевого состава объединений и организации соединений.

На кафедре были проведены исследования по проблемам подготовки и ведения наступательных и оборонительных операций армии, наступательным и контрнаступательным операциям фронта, морской десантной и противодесантной операциям, методике оперативной подготовки войск. Их результаты использовались при разработке военно-теоретических трудов и учебных пособий по важнейшим вопросам организации и ведения операций начального периода войны. Основными руководителями и авторами научных работ являлись начальник кафедры генерал-лейтенант Н.Я. Прихидько (который с начала Сталинградской битвы и до конца Великой Отечественной войны и кампании на Дальнем Востоке был начальником штаба армии), генерал-лейтенанты Ф.А. Волков, Я.С. Дашевский, генерал-майор А.С. Цветков и другие педагоги.

Со временем большие преобразования в теории и практике военного дела потребовали расширения курса оперативного искусства. Если раньше слушатели изучали только основы фронтовых операций, то теперь им вменялось в обязанности знание всех вопросов их подготовки и ведения.

Естественно, изменились направленность и содержание научной работы кафедры. Результатом этого явились исследования, проведенные по проблемам фронтовых операций, и изданные профессорско-преподавательским составом труды.

В войсках, штабах и академии широко использовались труды Н.Я. Прихидько «Особенности наступательной операции фронта ограниченными силами в условиях активных действий авиации обеих сторон», Ф.А. Волкова «Подготовка и ведение оборонительной операции фронта в горных условиях на Приморском направлении с переходом в контрнаступление», А.С. Цветкова «Организация, планирование и обеспечение оперативных перегруппировок в ходе наступательных операций», Я .Я. Вейкина «Методы организации управления войсками в сложной и резко меняющейся обстановке во фронтовой и армейской оборонительных операциях».

Первый послевоенный период (1945-1953) кафедра завершила изданием «Полного курса оперативного искусства».

Преподаватели много внимания уделяли научной работе слушателей основного факультета и Высших академических курсов. Под их руководством в 1946 году впервые были проведены научные конференции слушателей. С 1952 года при кафедре действует секция Военно-научного общества слушателей.

В целом творческая военно-научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры оперативного искусства и слушателей обеспечила проведение в течение восьми послевоенных лет учебного процесса на должном уровне и решение новых сложных задач в области военной науки.

Работа кафедры в 1954-1961 годах велась по двум основным направлениям: исследование проблем оперативного искусства применительно к ядерной войне, разработка трудов, учебников и учебных пособий соответствующего содержания для учебного процесса и подготовка слушателей по новой учебной программе.

Профессорско-преподавательский состав внес достойный вклад в разработку принципиально новых основ оперативного искусства, подготовки и ведения операций в условиях широкого применения сторонами ядерного оружия.

О месте, которое в эти годы занимала кафедра оперативного искусства как один из важнейших центров военно-научной мысли Советского Союза, свидетельствует тот факт, что именно на нее была возложена задача по разработке капитального военно-теоретического труда «Курс оперативного искусства» в четырех томах. В 1957-1959 годах он был опубликован. В его подготовке участвовал весь преподавательский состав кафедры и большой коллектив преподавателей других кафедр академии.

Особо следует отметить роль в создании этого труда начальника кафедры оперативного искусства (с 1958) генерал-полковника И.С. Глебова, обладавшего богатым боевым и служебным опытом (в годы войны - начальник штаба 65-й и 48-й армий), немалой педагогической практикой (еще до Великой Отечественной войны он был преподавателем Академии Генерального штаба РККА). В конце 40 - начале 50-х годов в должности заместителя начальника Главного оперативного управления он руководил разработкой вопросов применения ядерного оружия в операциях Вооруженных Сил.

Издание военно-теоретического труда «Курс оперативного искусства» - крупное достижение кафедры в области военной теории того времени. Продолжительное время он использовался в оперативной подготовке войск, штабов и в качестве учебника - в учебном процессе военных академий.

В период с 1962 по 1971 год в условиях происходившей научно-технической революции остро встал вопрос о необходимости существенного развития форм и методов обучения и воспитания личного состава армии и флота, особенно ее руководящего состава. И так как к этому времени многие руководящие военные работники, имевшие богатый боевой опыт Великой Отечественной войны, по возрасту стали выходить в запас и в отставку, на их место выдвигались молодые генералы и офицеры. Поэтому перед ведущим коллективом Военной академии Генерального штаба - кафедрой оперативного искусства - была поставлена задача обеспечить такой уровень оперативной подготовки нового поколения слушателей, который позволил бы им успешно действовать в изменившихся условиях.

Надо сказать, что эта объемная задача была своевременно и качественно выполнена кафедрой оперативного искусства, которую в 1969 году возглавил опытный, высокоподготовленный военачальник - генерал-лейтенант (в последующем генерал-полковник) Ф.Ф. Гайворонский, работавший до этого начальником оперативного управления Главного оперативного управления Генерального штаба.

На основе проведенных глубоких исследований проблем оперативного искусства в короткий срок были разработаны новые учебники по фронтовым и армейским операциям. В них нашли отражение вопросы подготовки и ведения операций в условиях применения ядерного и других видов нового оружия, в том числе перспективных. Учебники были одобрены Генеральным штабом и его распоряжением направлены в военные округа и армии, где с удовлетворением были восприняты руководящим составом.

В поле зрения начальника кафедры, его заместителей и преподавателей всегда находились Высшие академические курсы. В те годы на этих курсах обучались высшие руководители Вооруженных Сил СССР и дружественных армий.

Педагоги кафедры очень четко, на высоком научном и методическом уровне проводили занятия. Слушатели курсов с глубоким уважением отзывались о мастерстве и личных качествах генерал-полковника Ф.Ф. Гайворонского, генералов П.С. Агейчика, В.М. Аксанычева, Л.А. Браткина, М.П. Голованова, Н.И. Чигогидзе и др.

В это напряженное время выполнить все задачи учебной и научной работы можно было только благодаря тому, что коллектив кафедры оперативного искусства состоял из всесторонне подготовленных в военном отношении специалистов, генералов и офицеров, обладавших богатым боевым опытом (все преподаватели кафедры были участниками Великой Отечественной войны), практикой научной и исследовательской работы.

В период военно-стратегического паритета, установившегося между США и СССР (1972-1990), основное внимание уделялось исследованию последствий качественного прорыва в развитии обычного оружия, разработке способов и форм ведения операций и боевых действий в условиях широкого применения его новейших образцов.

Возглавил решение этой задачи новый начальник кафедры оперативного искусства генерал-полковник М.И. Безхребтый (1975-1990), который прибыл в академию с должности начальника штаба Дальневосточного военного округа. Его богатый войсковой и боевой опыт помог кафедре разработать научно обоснованные положения по ведению операций в новых условиях и в короткие сроки создать высокоработоспособный, дружный педагогический коллектив. Методическим и научным стержнем кафедры стали известные военные практики, педагоги и ученые генералы П.К. Алтухов, А.А. Горбацевич, В.П. Пелех, Н.С. Тетекин, А.А. Соколов, Л.А. Брат-кин, М.П. Голованов, Б.П. Юрков, B.C. Аксанычев, Т.С. Басий, Е.А. Боковиков, Б.А. Гусев, А.З. Екимовский, Ю.И. Казарновский, Н.М. Кривошеев, А.П. Курков, И.С. Лютов, И.И. Манойлов, М.А. Орловский, И.Ф. Рачок, А.П. Сапрыкин, Н.П. Смирнов, П.Г. Яновский и молодые педагоги - полковники Е.Г. Золотов, В.Г. Федосеев, А.Д. Хачатрян, Г.И. Чередниченко и др.

Возрастание угрозы внезапного нападения противника заставило коллектив кафедры с новых позиций рассмотреть вопросы боевой и мобилизационной готовности, подготовки и ведения фронтовых и армейских операций. Результатом совместной работы научных коллективов кафедры оперативного искусства и других кафедр академии явилась разработка военно-теоретических трудов: «Фронтовые операции в современной войне» (1982) и «Применение оперативных маневренных групп фронта, армии в наступательных операциях» (1984).

О том, насколько удачными в научном плане были эти работы, говорит следующий факт: авторскому коллективу труда по фронтовым операциям, в состав которого входили начальник академии генерал армии М.М. Козлов, генералы Ф.Ф. Гайворонский, Т.С. Басий, А.З. Екимов-ский, И.С. Лютов, Н.Г. Попов, В.Ф. Пелех, И.Ф. Рачок, П.Г. Яновский и другие, приказом министра обороны СССР была присуждена Премия имени М.В. Фрунзе.

Особое место в обучении слушателей в начале 1980-х годов занимали вопросы, связанные с оценкой влияния высокоточного оружия на боевые действия войск. По решению начальника Генерального штаба в 1984 году в лекционный курс по оперативному искусству была включена тема по защите от высокоточного оружия противника и борьбе с ним.

Научно-технический прогресс и дальнейшее развитие теории и практики оперативного искусства, появление ряда новых положений в подготовке и ведении операций, обновление состава слушателей и многое другое потребовали перестройки учебного процесса, уточнения учебных программ, применения более широкого арсенала форм и методов обучения слушателей. Настоящей школой творческого и методического мастерства для них стала разработка и защита дипломных работ. В академии ведущая роль в разработке методических основ решения этой задачи принадлежала кафедре оперативного искусства. Начальник кафедры генерал-полковник М.И. Безхребтый постоянно вникал в ход разработки дипломных тем и задач, лично контролировал, чтобы их научный уровень отвечал духу времени и соответствовал требованиям Генерального штаба. Главным организатором и умелым координатором работы всех кафедр академии на этом направлении в течение многих лет являлся подлинный мастер этого дела заместитель начальника кафедры оперативного искусства генерал-лейтенант Н.С. Тетекин. На его методических и учебных пособиях выросло не одно поколение военачальников и офицеров штабов.

По предложению генерал-полковника М.И. Безхребтого стали ежегодно проводиться командно-штабные учения на местности: фронтовые ~ в одном из военных округов, армейские - на территории Московского военного округа. Эта форма обучения слушателей позволяла оперативно доводить результаты исследований до штабов, внедрять их в реальную боевую практику военных округов (ПрибВО, ЗакВО, ПрикВО, КВО, МВО) и одновременно учитывать в научной работе, проводимой на кафедре, специфику стратегических направлений и реальных задач, решаемых войсками.

Научной работой на кафедре в этот период времени руководил ветеран академии генерал-лейтенант В.Ф. Пелех. Его отличало высочайшее чувство ответственности на порученное дело. Это был всесторонне образованный, безгранично преданный своему служебному долгу генерал, который в науке не чурался самой черновой работы. Все, кто видел в работе начальника кафедры генерал-полковника М.И. Безхребтого и его заместителя по научной работе, отмечали глубокое уважение, которое они испытывали друг к другу, высокую требовательность с их стороны к себе, преподавателям и слушателям. В то же время руководители кафедры повседневно демонстрировали уважительное отношение к тем, кто хотел и умел трудиться, ко всем преподавателям, коллегам с других кафедр и слушателям.

Кафедра оперативного искусства была хорошей школой жизни, службы и научного поиска. Ее работа оценивалась руководством Генерального штаба и командованием академии очень высоко. Об этом может свидетельствовать такой факт.

В ноябре 1984 года научную работу Военной академии Генерального штаба проверяла комиссия под руководством начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза С.Ф. Ахромеева. В течение недели комиссия изучала на кафедре оперативного искусства планы и ход выполнения научных работ, их содержание, заслушала некоторых исполнителей, вникла в организацию научной работы. Подводя на кафедре итоги работы комиссии, обычно весьма сдержанный в оценках начальник Генерального штаба сказал, обращаясь к начальнику академии генералу армии М.М. Козлову: «Это лучшее из того, что я видел за все последние годы».

За восемь лет (1988-96) на кафедре было разработано шестнадцать утвержденных руководством Генерального штаба и командованием академии концепций (концептуальных положений), которые реализованы в директивных документах Генерального штаба и в образовательном процессе ВАГШ. И это в условиях, когда шло интенсивное обновление преподавательского состава (за 1989-91 годы кафедра обновилась на 60 %).

В начале 1991 года кафедру возглавил генерал-лейтенант А.Н. Черников, бывший до этого назначения начальником штаба Главного командования войск Дальнего Востока. Происходящие перемены во внутриполитическом курсе требовали пересмотра многих положений оперативного искусства, практики оперативной подготовки войск.

В учебном процессе кафедры стал широко применяться метод командно-штабных военных игр, продолжался поиск более современной структуры учебного процесса. Увеличилась его теоретическая часть за счет включения тем по встречному сражению, борьбе с десантно-диверсионными силами и бандформированиями. Более глубоко стали рассматриваться вопросы оперативной маскировки в операциях и повседневной деятельности войск и ряд других вопросов.

В этот период (1991-93) лучшими методистами на кафедре себя зарекомендовали генерал-майоры М.И. Борисов, Н.Г. Усольцев, С.Н. Вязовецкий, А.Д. Рублев, В.А. Вахрушев, В.В. Яблочников, Н.П. Яровой, полковники А.К. Бек-Булат, В.М. Савицкий, А.Р. Эрлих, А.М. Фуфаев.

В 1993 году кафедру возглавил генерал-лейтенант А.А. Юдин (до этого назначения командовал общевойсковой армией и был начальником специального факультета академии).

Важнейшей задачей кафедры становится разработка проблем оперативного искусства и обучение слушателей на основе новых рекомендаций военной науки, требований Генерального штаба и начальника академии. Главное место в учебном процессе и научной работе занимают вопросы подготовки и ведения фронтовых и армейских (корпусных) операций в крупномасштабной войне объединениями ограниченного боевого состава, проблемы операций и боевых действий группировок войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах, вопросы взаимодействия с другими войсками РФ, миротворческие операции и другие. По операциям и боевым действиям в локальных войнах и вооруженных конфликтах были выполнены необходимые исследования и разработаны учебные и методические материалы.

Об интенсивности научного поиска на кафедре в это время говорят такие примеры: в 1992-93 годах от 50 до 80 % диссертаций, защищенных в академии, приходилось на кафедру оперативного искусства; в 1993 году преподаватели кафедры защитили одну докторскую и семь кандидатских диссертаций. Одновременно большой объем научных работ выполнялся по заданию Генерального штаба и в инициативном порядке (в 1990-93 годах выполнено десять инициативных НИР).

Заметное влияние на содержание учебного процесса на кафедре оказали исследования, проведенные в докторских диссертациях полковников В.Ф. Шульгина, В.К. Копытко, Г.А. Налетова, А.А. Селиванова и в кандидатских диссертациях генерал-майора В.А. Богдан-чикова, полковников Г.Н. Царькова, П.Н. Кряжева, Ю.Н. Тучкова, Н.П. Ярового и др.

Начало XXI века - качественно новый этап в становлении и развитии российского оперативного искусства. Это обусловлено тем, что появляется все больше свидетельств возрастания в обозримом будущем угрозы развязывания против Российской Федерации не только вооруженных конфликтов и масштабных террористических действий, но и локальных и региональных войн. Поэтому к оперативному искусству ныне предъявляются новые, более высокие требования.

Научно-педагогический коллектив кафедры оперативного искусства понимает, что возрастание роли и значения теории и практики применения объединений, группировок войск (сил) в обеспечении безопасности Российской Федерации, расширение масштабов решаемых задач требуют существенного прорыва во всех областях этой части военного искусства.

В сложившихся условиях научная работа на кафедре направлена на выявление и исследование новых военных угроз безопасности России, обеспечение упреждающей научно-теоретической проработки наиболее важных проблем оперативного искусства. При этом к приоритетным задачам российской военно-теоретической мысли на современном этапе мы относим вопросы, связанные с завершением проводимой реформы управления группировками войск (сил) на стратегических направлениях, отражением информационной агрессии и воздушного нападения, разгромом десантно-диверсионных сил агрессора и отражением ударов его значительно превосходящих по боевому составу сил сухопутных и морских группировок.

Особое внимание уделяется изысканию способов решения качественно новых задач оперативного искусства, с которыми мы не сталкивались даже в недалеком прошлом. По-прежнему в поле зрения ученых и педагогов кафедры находятся вопросы боевой готовности и подготовки командования, штабов, войск (сил) к решению задач мирного и военного времени.

Заметной вехой в развитии теории применения объединений и группировок войск (сил) в начале наступившего века явилась разработка военно-теоретического труда «Оперативное искусство: современность и перспективы» (2002 год) (руководитель авторского коллектива - генерал-лейтенант А.Н. Захаров, ответственный исполнитель - генерал-майор Е.Г. Коротченко). В нем раскрыты условия, определяющие направления развития оперативного искусства в начале XXI века, основные тенденции и проблемы его совершенствования, предложены пути решения поднятых проблем. Положения труда одобрены Генеральным штабом ВС РФ.

Наиболее полно научный потенциал кафедры проявился при разработке новых учебников по курсу оперативного искусства. Изданные в 2005-07 годах учебники по основам оперативного искусства, оборонительным и наступательным (контрнаступательным) операциям получили высокую оценку командования академии, а ответственный исполнитель и руководители разработки глав учебника «Основы оперативного искусства» награждены премией министра обороны Российской Федерации.

Преподаватели кафедры активно участвуют в обсуждении на страницах военной печати наиболее актуальных вопросов теории и практики оперативного искусства, таких как способы ведения операций общевойсковыми объединениями и соответствующие им формы военных (боевых) действий, проблемы огневого поражения противника, обоснование необходимого боевого состава группировок войск (сил) на стратегических направлениях, а также основных направлений военно-технической политики России. В некоторых номерах «Научного сборника Академии Генерального штаба» до 50 % статей принадлежит перу командования и преподавателей кафедры.

Ученые кафедры во взаимодействии с персоналом учебно-научного центра академии в 2000-07 годах провели большую работу по внедрению в учебный процесс метода компьютерных военных игр и новых моделей операций общевойсковых объединений. Наибольший объем работы на этом направлении выполнили начальник кафедры генерал-полковник В.В. Жеребков (прибыл в академию с должности начальника ГОМУ ГШ ВС РФ), Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор генерал-майор П .Г. Скачко и кандидат военных наук, доцент полковник Г.Н. Скосарь.

Научную школу кафедры оперативного искусства формируют и развивают известные военные ученые: заместитель начальника академии по научной работе, в прошлом - доцент кафедры оперативного искусства кандидат военных наук, доцент генерал-лейтенант Ю.Н. Тучков, заместитель начальника кафедры доктор военных наук, профессор генерал-майор Л.В. Бойков, доктор военных наук профессор генерал-майор В.К. Копытко, кандидаты военных наук профессора генерал-майоры Е.Г. Коротченко, Е.А. Семенов, В.А. Вахрушев, доктор военных наук, доцент полковник В.Н. Калашников и целый ряд молодых ученых, среди которых наиболее результативно работают кандидат военных наук, доцент полковник И.П. Асташев, а также кандидаты военных наук полковники А.В. Смоловый, П.В. Иванов и СИ. Чепусов.

По нашей оценке, одна из основных тенденций современного оперативного искусства заключается в расширении спектра задач, решаемых оперативным искусством. В частности, военная стратегия, переживающая период активного развития и поиска путей разрешения многочисленных и весьма разноплановых проблем обороноспособности страны, ставит перед оперативным искусством новые задачи: участие общевойсковых объединений в решении задач эффективного регионального сдерживания агрессора в мирное время и на самой ранней стадии кризисной ситуации; предотвращение и свертывание вооруженных конфликтов; ведение крупномасштабных боевых действий одновременно в нескольких регионах в условиях широкого применения нового оружия и использования нетрадиционных форм и способов ведения боевых действий; прикрытие и оборона стратегически важных и экологически опасных объектов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры видит, что в существующей системе форм применения войск (сил) происходят глубокие изменения. Возникла необходимость в подготовке и проведении воздушных операций и оборонительных операций оперативно-стратегических группировок войск (сил) на стратегических направлениях, а также информационных операций (действий, акций). По мере модернизации высокоточного оружия, автоматизированных систем и средств разведки и управления весьма эффективными могут быть ударно-огневые операции и кампании (подобно тем, которые были проведены Израилем в Ливане (1982), многонациональными силами в Югославии (1999) и Персидском заливе (1991,2003). Дальнейшее развитие, естественно, получат и такие относительно новые формы применение войск, как операции по разрешению вооруженных конфликтов, операции коалиционных группировок войск, контртеррористические, миротворческие и другие специальные операции.

Известно, что новое оружие не может быть эффективно применено в рамках старых, давно сложившихся способов ведения операций (боевых действий). Противник знает эти способы и сумеет противопоставить систему заранее подготовленных контрмер, которые снизят эффективность такого оружия и могут сорвать замыслы действий наших войск. Вот почему кафедра сосредоточивает свои усилия на разработке новых, нетрадиционных форм и способов применения объединений и группировок войск как в крупномасштабных, так и в локальных войнах, а также в вооруженных конфликтах.

Учебный процесс строится кафедрой на основе тщательного прогнозирования последствий проявившихся и ожидаемых тенденций в развитии военного дела в целом и оперативного искусства в частности. Учитывается опыт локальных войн и вооруженных конфликтов, направления военной политики потенциально опасных государств. Все большее место в учебном процессе занимают вопросы, связанные с практической направленностью в обучении слушателей. Мы понимаем, что при достигнутых успехах отечественной военно-теоретической мысли в российской школе подготовки офицерских кадров и в образовательном процессе по кафедре оперативного искусства существует ряд проблем.

Педагогический потенциал кафедры позволяет успешно решать новые и традиционные задачи обучения слушателей. Учебным процессом руководит заместитель начальника кафедры кандидат военных наук генерал-майор А.Р. Ким, имеющий большой войсковой и боевой опыт. Всеобщим уважением в академии и на кафедре пользуются доктор военных наук, профессор генерал-лейтенант В.Г. Стрельников, кандидаты военных наук, профессора генерал-майоры Е.К. Колесников и М.А. Рыбак, кандидаты военных наук, доценты С.Л. Велесов, Н.И. Стрельник, П.Н. Кряжев, А.Ф. Якимов, кандидаты военных наук генерал-майоры А.П. Здоров, А.А. Лизичев, Н.И. Михайлюков, доцент генерал-майор Ю.Н. Лепешкин, а также генерал-майор А.В. Роговой и полковник В.В. Журавель. В течение многих лет предметно-методическую комиссию преподавателей основного факультета умело возглавляет кандидат военных наук, профессор генерал-лейтенант А.И. Гаврилин.

С каждым годом расширяется география образовательного процесса кафедры на специальном факультете. Высокий уровень подготовки в академии иностранных военнослужащих подтверждается назначением слушателей-выпускников Военной академии Генерального штаба на высокие должности.

Подлинными мастерами работы со слушателями спецконтингента являются кандидат военных наук, доцент генерал-майор Г.Н. Царьков, доктор военных наук, профессор полковник В.И. Орлянский, кандидат военных наук доцент полковник В.И. Валуев, доцент генерал-майор Ю.И. Пименов, доцент полковник И.Т. Ряжечкин.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что через все бурные годы истории Военной академии Генерального штаба ее ведущее подразделение - кафедра оперативного искусства с честью несет звание генератора новых, остро востребованных жизнью, практически реализуемых идей, утверждает авторитет коллектива, отличающегося высокой результативностью своей работы. Мы считаем, что в недалеком будущем теорию и практику оперативного искусства ожидают коренные изменения. Это заставляет нас с позиций высочайшей ответственности относиться к выполнению задач, определенных кафедре Генеральным штабом ВС РФ и командованием академии. Есть уверенность в том, что и новые поколения преподавателей кафедры оперативного искусства с достоинством и честью смогут продолжить и развить ее традиции.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации