Взгляды М.Н. Тухачевского на воспитание и обучение военнослужащих и их современное значение

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2008, стр. 50-54

Взгляды М.Н. Тухачевского на воспитание и обучение военнослужащих и их современное значение

Капитан М.С. ЮВЧЕНКО

Взгляды М.Н. Тухачевского на воспитание и обучение военнослужащих и их современное значение

ЮВЧЕНКО Максим Сергеевич родился в 1980 году на Украине. В Вооруженных Силах - с 1997 года. Окончил филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого. Занимал должности от заместителя командира роты по воспитательной работе до старшего помощника начальника отдела воспитательной работы по общественно-государственной подготовке и информированию. С 2006 года - адъюнкт кафедры политологии Военного университета.

ОБЪЕКТИВНАЯ необходимость улучшения системы воспитания военнослужащих обусловлена военно-политической обстановкой в мире, характером современных войн и вооруженных конфликтов, а также вытекает из опыта проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, выполнения миротворческих задач. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России требуют осуществления в ближайшие годы дополнительных государственных мер по укреплению морально-психологического потенциала страны, повышению престижа военной службы, ускоренному решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Главный ориентир в строительстве и развитии Вооруженных Сил - человек. Он является не просто средством, а субъектом любых действий и преобразований, от него непосредственно зависит их эффективность. Выдвижение на первый план человека, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия служат решающими условиями успеха любой социальной деятельности, в том числе и военной. Без соответствующего морально-волевого настроя всех военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно выполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в процессе совершенствования российской армии.

Очевидно, что без творческого использования исторического опыта и знаний, накопленных предшествующими поколениями, эффективно решить эту сложную задачу не представляется возможным. Ведь история не только учит и воспитывает, но и указывает разумное направление, истинные пути общественного и военного прогресса. Именно поэтому, осуществляя преобразования, принципиально важно сохранять историческую преемственность, сверять курс с уроками истории, вдумчиво изучать и разумно использовать отечественный и зарубежный военный опыт.

По каждой решаемой проблеме существует своя история, имеется значительный идейный багаж, в котором представлены позиции и обоснования теоретиков предшествующих поколений, есть и прикладные наработки. Все это является принципиально важной информацией. Ее недопустимо игнорировать при принятии политических решений и проведении военных реформ. Особую роль в совершенствовании Вооруженных Сил играет внимательный, творческий подход к историческому наследию российских военных классиков.

Значительный интерес в современных условиях представляет военно-теоретическое наследие Маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского, внесшего существенный вклад в строительство армии, в повышение уровня боевой подготовки и воспитания военнослужащих.

Основные проблемы воспитания и пути их решения М.Н. Тухачевский изложил в своем труде «Обучение войск», вышедшем в 1921 году. Главную причину плохой подготовки военнослужащих в тот период он видел в отсутствии взаимосвязи между морально-психологической и военно-технической подготовкой. Он отмечал: «...Дело подготовки красноармейца со стороны духовной совершенно отделилось от подготовки военно-технической. Только политическая зрелость и сознательность может дать красноармейцу волю к победе, решительность, выносливость, без чего ни строевая, ни тактическая подготовка не может ему быть понятна. То же и наоборот. Словом, эти области подготовки так родственны и так переплетены между собой, что совершенно противоестественным является их разделение». При отсутствии этой взаимосвязи, по мнению М.Н. Тухачевского, пропадает основной смысл подготовки военнослужащего как орудия обеспечения безопасности; невозможно достичь поставленных задач, так как система общей подготовки военнослужащего не может работать без диалектического взаимодействия ее элементов. Необходимо заметить, - пишет он, - что методика политической подготовки, благодаря ее полной оторванности от военно-технических задач, почти всегда страдает отвлеченностью, бессодержательностью и часто сбивается на агитационный тон. Нет прикладной деловитости».

Тухачевский не только рассматривал проблемы воспитания и обучения военнослужащих, но и определял конкретные пути их решения. Например, чтобы добиться нужного результата, он предлагал процесс воспитания и обучения разделить на три базовые составляющие: казарменный порядок, порядок гарнизонной службы и порядок действительно боевого воспитания. Рассмотрим несколько подробнее каждую из них. В условиях бедности и разрухи после недавно окончившейся Гражданской войны наиболее желательным М.Н. Тухачевский считал способ казарменной подготовки. В тот период казарма уже перестала быть страшным словом. По словам М.Н. Тухачевского, вместо палочной лаборатории превращения рабочего и крестьянина в забитого защитника чужих прав и богатств казарма сделалась школой защиты государства. По его мнению, казарма при правильном и умелом использовании могла положительно повлиять на общий процесс воспитания и обучения военнослужащего путем приучения его к личной ответственности за выполнение поставленной задачи, укрепления в его сознании «чувства локтя», организации боевой слаженности. При этом процесс воспитания и обучения необходимо было вести непрерывно, поскольку только так «можно с полной серьезностью взяться за обучение и улучшение красноармейца и командира, можно лучше всего осуществить необходимую подготовку Красной Армии к предстоящим ей войнам с врагом, регулярным и вооруженным по последнему слову военной техники».

Другой возможный способ повышения уровня воспитания и обучения военнослужащего М.Н. Тухачевский видел в гарнизонной и полевой службе. И тут нет ничего удивительного, ведь в старой армии именно гарнизонная служба считалась лучшим средством для развития в солдате чувства долга, находчивости, решимости и дисциплины. Поэтому он считал целесообразным применить это и в Красной Армии.

Но все же наиболее важным и действенным способом повышения эффективности процесса обучения и воспитания военнослужащих М.Н. Тухачевский считал непосредственное участие военнослужащих в борьбе с бандитизмом, активно распространившимся в те времена. «То, что Суворов достигал сквозными атаками, зачастую сопровождавшимися несчастными случаями, то, чего Драгомиров мечтал достигнуть выдачей на учения двух боевых патронов на тысячу холостых, - реальной опасности и приучение к ней бойца, то у нас, - писал он, - в общем, в мирной обстановке может быть достигнуто вполне естественно в борьбе с бандитами».

При этом основную роль в деле воспитания и обучения военнослужащих Михаил Николаевич отдавал органам, при помощи которых можно осуществить намеченное воспитание и обучение войск. Как уже отмечалось, подготовка личного состава путем целенаправленного воздействия на его политическое самосознание совершенно неотделима от подготовки военно-технической. А это в свою очередь требует полного объединения, полной централизации всего процесса подготовки военнослужащих, т. е. сосредоточения ее организации в каждой данной воинской части в одном лице - в лице командира этой части. Несоблюдение этого условия могло повлечь за собой, по мнению М.Н. Тухачевского, отделение мотивов, двигающих бойца на смерть, от техники выполнения этого движения. А если не будет этой связи, то военнослужащий не сможет быть регулярным бойцом, всегда и всюду идущим по первому приказу и точно выполняющим это движение по всем правилам военного искусства. Поэтому тот командир, который не является духовным воспитателем своих подчиненных, никогда не будет для них в бою достаточным авторитетом. М.Н. Тухачевский считал, что принцип единоначалия необходим не только в боевой обстановке, но и в условиях мирного времени, особенно в деле воспитания и обучения войск. «Органом, осуществляющим боевую подготовку Красной Армии в полном объеме, - отмечал он, - должен быть красный командир, единоличный и всецело ответственный за подготовку своей части в общем духе подготовки и воспитания Красной Армии».

Какова же тогда должна быть роль офицера-воспитателя? Институт офицеров воспитательных органов, очень многочисленный и до сих пор осуществляющий духовную политическую подготовку войск, по мнению М.Н. Тухачевского, должен занять в командном вопросе первостепенное место. «Те комиссары-полукомандиры, которые осуществляли подготовку Красной Армии, которые все это время воспитывали красноармейца твердым, смелым и сознательным защитником советской власти, находясь все время в строю, должны вступить в число полноправных, единоличных командиров и занять среди них по праву самое ответственное положение», - утверждал он. В качестве органа, осуществляющего подготовку войск, М.Н. Тухачевский видел институт слияния командного состава и офицеров-воспитателей. Но для этого необходимо было в первую очередь подготовить сам командный состав в военно-техническом отношении и практически заново - в политическом отношении. Каждый командир должен был стать отличным инструктором как в области политической подготовки и общего воспитания военнослужащих, так и в области их военно-технической подготовки.

Примерно так же должны были быть подготовлены и исполнительные органы, т. е. штабы и отделы воспитательной работы. Однако при этом первые преимущественно развиты в военно-техническом плане, а вторые - в идеологическом (соответственно роду выполняемых ими задач). Необходимо было обратить особое внимание и на то, чтобы командиры отвыкли от деления начальствующих органов на спецов и воспитателей. Все они должны были чувствовать себя и морально, и фактически ответственными не только за боевую подготовку своей части, но и за морально-психологическое состояние вверенных им подразделений.

По мнению М.Н. Тухачевского, подготовка военнослужащего по призыву во многом проще, чем подготовка офицера. Военнослужащий прежде всего должен быть воспитан как сознательный защитник своей Родины, движимый на ее защиту своим патриотическим самосознанием. Только на этом самосознании, считал М.Н. Тухачевский, естественным путем могут быть развиты в нем героизм, смелость, стойкость и дисциплина. Но в то время сделать это в короткие сроки было очень сложно, потому что основной контингент Красной Армии составляли крестьяне, которые довольно медленно поддавались идеологической и политической обработке. Для преодоления этой ситуации М.Н. Тухачевский предложил разбавить крестьянскую массу рабочими, сознательными элементами и коммунистами, чтобы создать благоприятную среду для проведения пропаганды.

Само преподавание и воспитание должны были вестись в основном прикладным образом - не рассказом, а конкретным показом и личным примером. К основным показательным методам духовного воспитания М.Н. Тухачевский относил: воспитание путем приобщения к экономическим задачам государства; пропаганду с помощью плакатов, стенных газет, кинематографа, театра и др.; парады, торжественные празднования исторических событий; доведение приговоров военных трибуналов, проведение показных судов; личный пример командиров и начальников в исполнительности, дисциплинированности. Эти методы предполагалось сопровождать теоретическими обоснованиями содержания осуществляемых мероприятий путем проведения бесед, лекций, митингов и др. Важное значение отводилось работе клубов воинских частей.

Данная систематическая работа должна была методически закрепляться прохождением самой службы. Поощрение старания и усердия к службе, быстрое продвижение отличившихся, сочетаемое с суровым взысканием за всякую провинность, - все это в совокупности должно было способствовать подготовке сознательного военнослужащего.

Работу по духовному воспитанию военнослужащего следовало вести последовательно, по заранее определенному плану, не допуская никаких отступлений. При этом, по взглядам М.Н. Тухачевского: «Надо только более резко провести в жизнь положение: учить красноармейца только тому, что ему понадобиться на войне. Поменьше шагистики, козырянья и побольше боевых навыков и знаний».

Анализируя основные методы и способы морально-психологической подготовки войск, предложенные М.Н. Тухачевским, можно прийти к выводу, что они в принципе не очень сложны. Однако, несмотря на относительную простоту, для проведения их в жизнь требуется систематическая и довольно напряженная работа. При этом самая трудная ее часть - подготовка необходимых источников комплектования Вооруженных Сил на военное время.

Предложения М.Н. Тухачевского по воспитанию и обучению военнослужащих, направленные прежде всего на формирование у них высокого уровня политической зрелости и идейной закалки, впоследствии были реализованы в ходе конкретной работы в войсках, в мероприятиях по укреплению морально-психологического фактора боевой мощи нашего государства. Многие из них выдержали проверку временем и нашли свое конкретное отражение в современных руководящих документах российских Вооруженных Сил.

Морально-психологический (духовный) фактор - это своеобразный источник силы, компенсатор возможного несовершенства других составляющих военной мощи государства. В отличие от машины, работающей с одинаковой производительностью, человек в экстремальных условиях за счет духовного фактора может получить дополнительные силы и энергию или, наоборот, утратить их, поддавшись, например, панике или страху. Вот почему забота о духовной составляющей оборонной мощи государства, моральном духе армии была и остается в центре внимания военно-политического руководства всех без исключения государств.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации