ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2008, стр. 14-21

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Некоторые методические подходы к обоснованию перспективного облика системы управления военного округа

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВОКомандующий войсками Московского военного округа

генерал армии В.Ю. БАКИН

БАКИН Владимир Юрьевич родился 25 ноября 1953 года в селе Черемхово Ивановского района Амурской области. Окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище(1975), Военную академию имени М.В. Фрунзе(1986), Военную академию Генерального штаба(1995).

Службу проходил в должностях командира взвода, роты, батальона в Прикарпатском военном округе, начальника штаба полка, командира полка, начальника штаба дивизии в Забайкальском военном округе, командира 18-й мотострелковой дивизии 11 А.

С января 1998 года - начальник штаба, а с декабря 1999 года - командующий сухопутными и береговыми войсками Балтийского флота. В сентябре 2001 года назначен начальником штаба - первым заместителем командующего войсками Сибирского военного округа, а в январе 2005 года - начальником штаба - первым заместителем командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. С 6 июня 2005 года - командующим войсками Московского военного округа.

В СОВРЕМЕННЫХ условиях происходит постоянное усложнение процессов управления войсками военного округа и взаимодействующих с ними других войск, воинских формирований и органов при решении возлагаемых на них совместных задач.

Последовавшее за распадом СССР не вполне обоснованное и недостаточно продуманное (без соответствующей переработки теоретических положений и нормативных правовых актов) изменение структуры и состава военной организации государства со значительным увеличением количества самостоятельных силовых министерств и ведомств привело к самым негативным последствиям. В результате образовалась не в полной мере дееспособная система военного управления не только в масштабах всей военной организации государства, но и на стратегических направлениях (в регионах).

Принятый в то время и фактически реализуемый в настоящее время принцип возложения ответственности за обеспечение военной и иных видов безопасности как в общегосударственном масштабе, так и на уровне регионов (стратегических направлений) на различные министерства не отвечает требованиям времени, тем более что порядок подчиненности органов, войск (сил) этих министерств и алгоритм совместного выполнения боевых (специальных) задач четко не определены. Так, реально в пределах федерального округа за различные виды национальной безопасности отвечают: военный округ (военная безопасность, оборона); региональное пограничное управление (пограничная безопасность); региональное управление ФСБ (государственная безопасность); региональное управление МВД (общественная безопасность); региональный центр МЧС (предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф) и т. д. Между тем очевидно, что решения всех перечисленных задач нельзя отделять друг от друга: они взаимосвязаны и взаимоувязаны, дополняют и уточняют друг друга даже в условиях мирного времени. Обострение обстановки и подготовка к развязыванию внешней агрессии будут происходить во всех сферах противоборства: геополитической, внешнеполитической (дипломатическая борьба), внутриполитической, социально-экономической, информационной, идеологической и непосредственно военной.

Кризисные ситуации и конфликты не всегда безоговорочно и однозначно имеют характер одного из возможных их видов: широкомасштабных террористических действий или отдельных акций, приграничного или внутреннего вооруженного конфликта, локальной, региональной или крупномасштабной войн, особенно в их начальный период. К тому же с научно-практической точки зрения в настоящее время нет четких пороговых критериев (показателей), позволяющих идентифицировать (различать) конфликты различных видов.

В этих условиях правильно определить, на какое министерство (ведомство) в какой период времени возложить общее руководство проводимыми мероприятиями по нейтрализации возникшей угрозы, весьма проблематично. Периодическая же в зависимости от быстро меняющейся обстановки передача управления от одного министерства (ведомства) к другому сопряжена с угрозой потери управления как такового, нерациональным применением и без того ограниченного количества войск (сил) и органов и низкой эффективностью их совместных действий. В то же время современное положение дел в военной организации государства, экономическая и демографическая ситуация в России не позволяют идти по пути экстенсивного развития группировок войск (сил), способных решать самый широкий круг задач.

Поэтому главный принцип строительства и применения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на нынешнем этапе развития должен заключаться, на наш взгляд, в наращивании боевой (служебно-боевой, оперативно-служебной, оперативно-боевой и т. п.) мощи группировки войск (сил) не за счет количественного увеличения применяемых сил и средств, а путем объединения усилий всех силовых структур и повышения качественных параметров вооружения и военной техники.

В современных условиях приоритетное значение следует придавать адаптации систем управления войсками и оружием к новым, существенно повысившимся требованиям вооруженной борьбы и реалиям экономики нашего государства. По сути назрела объективная необходимость создания уже в мирное время полноценной межвидовой и межведомственной системы управления войсками (силами) на стратегическом направлении, способной обеспечить:

единое (совместное) заблаговременное планирование применения под единым руководством, по единому замыслу и плану войск (сил), обладающих необходимым потенциалом и возможностями для ведения вооруженной борьбы в рамках единых межведомственных и межвидовых операций оперативного и оперативно-стратегического уровней при разрешении вооруженных конфликтов и ведении боевых действий в ходе войны различного масштаба, а также при совместном выполнении взаимосвязанных задач в своем тылу;

совместную оперативную, боевую, мобилизационную и специальную подготовку войск (сил) в целях обучения и постоянного совершенствования профессиональных навыков и обученности органов управления и войск (сил), воинских формирований и органов при ведении военных и других действий;

тесное взаимодействие всех войск (сил), воинских формирований и органов при выполнении задач антитеррористической деятельности, обеспечения режима чрезвычайного положения при разрешении внутреннего и приграничного вооруженных конфликтов;

упорядочение и централизованное управление переводом войск (сил) с мирного на военное время;

эффективное управление разновидовыми и разноведомственными группировками войск (сил) в военное время как при отражении внешней агрессии и ведении военных действий на линии соприкосновения с противником, так и при выполнении разнообразных задач в своем тылу;

создание единых межведомственных унифицированных систем всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

Решение этой задачи должно прежде всего увязываться с поиском оптимальных функций управления войсками военного округа, его ролью и местом в общей системе военного управления, взаимосвязью с органами управления более высокого стратегического уровня и взаимодействия с системами управления других министерств и ведомств, участвующих в решении совместных задач.

Основным направлением развития систем управления оперативно-стратегического уровня целесообразно, на наш взгляд, считать реализацию территориального (централизованного) принципа управления войсками путем придания управлению военного округа статуса оперативно-стратегического командования (ОСК) на стратегическом направлении с оптимизацией структуры подчиненности объединений видов Вооруженных Сил, соединений центрального подчинения, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся в границах военного округа.

Для качественного решения этой крайне сложной задачи необходимо проведение детальных исследований перспективной системы управления военного округа (ОСК), что позволит придать процессу ее развития более целенаправленный характер. Это особенно важно при решении проблемы автоматизации процессов управления, которая требует значительных затрат времени и средств и трудно поддается переделкам и исправлениям.

В настоящее время существует значительное количество методик оценки эффективности функционирования систем (подсистем) военного управления, определения их структуры и состава. Однако в полной мере использовать какую-либо из них для обоснования облика и объективной оценки эффективности перспективной системы управления военного округа (ОСК) практически невозможно, так как они не обеспечивают системного подхода, хотя оценку отдельных элементов системы управления произвести позволяют. Для решения этой проблемы разработаны новые общие методические подходы обоснования облика системы управления военного округа (ОСК), опирающиеся на уже существующий богатый методический аппарат. Данные методические подходы обеспечивают:

демонстрацию того, в какой степени исследуемая система управления военного округа (ОСК) и показатели ее функционирования способствуют наиболее полному использованию оперативных (боевых, служебно-боевых, оперативно-боевых и др.) возможностей войск (сил) и органов, согласуются с законами управления и отвечают непрерывно возрастающим требованиям к ней;

предварительную на этапе обоснования облика оценку и прогнозирование результативности функционирования системы управления военного округа (ОСК) с учетом ее межведомственного состава;

определение расчетным путем состояния системы управления (степень снижения уровня функционирования) после различных видов воздействий противника или иных воздействий, чтобы заблаговременно выявить наиболее уязвимые места и выработать меры по восстановлению нарушенного управления;

сравнение характеристик своей системы управления и системы управления противника, выявление их сильных и слабых мест, изыскание способов защиты своей системы и вывода из строя системы управления противника;

объективную оценку соотношения сил сторон и прогнозирование результативности решения задач военного округа с учетом эффективности функционирования системы управления военного округа (ОСК);

количественную оценку преимуществ и недостатков, которые могут быть выявлены в результате изменений в организационно-штатной структуре органов управления, системе пунктов управления, системах связи и автоматизированного управления войсками;

выявление влияния уровня подготовленности личного состава органов управления на эффективность решения задач управления и выработку предложений по расстановке кадров или их перестановке при убытии офицеров в отпуск и командировки, гибели (ранениях) в результате боевых и других действий.

В основе новой методики используется системный подход. Это обусловлено чрезвычайной сложностью системы управления военного округа (ОСК), которая характеризуется теми же основными признаками, что и объекты, рассматриваемые в теории сложных систем:

большим числом взаимосвязанных элементов, в том числе взаимодействующих или подчиненных при решении определенных совместных задач подсистем управления силовых министерств и ведомств, а также подсистем управления органов исполнительной власти в федеральном органе власти;

сложной целенаправленной функцией системы, поскольку задачи, которые ставятся перед системой управления военного округа (ОСК), определяются многообразием его функций;

возможностью разделения системы на подсистемы, задачи которых подчинены общей цели функционирования всей системы, поскольку в состав военного округа (ОСК) входят непосредственно или оперативно подчиненные войска различных видов и родов войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, на базе которых при решении определенных задач создаются различные группировки (тактического, оперативно-тактического уровня) войск (сил);

иерархической структурой управления и интенсивным потоком циркулирующей внутри системы информации. Деление военного округа при решении различных задач на группировки различного уровня предопределяет необходимость создания такой же иерархической системы управления, сочетающей в себе элементы централизованного и децентрализованного управления войсками (силами);

взаимодействием случайных факторов, предопределенных применением противником новых средств вооруженной борьбы и способов действий, а также необходимостью действовать как на линии фронта, так и на своей территории в обстановке враждебного отношения со стороны определенной части местного населения. Отсутствие при определенных условиях четко выраженной линии фронта и постоянное ожидание нанесения ударов со стороны диверсионно-разведывательных формирований противника с самых различных направлений (мест) в любое время диктует необходимость готовности к его неожиданным действиям и различным случайностям. Все это существенно влияет на результаты военных и иных действий и на возможности решения управленческих задач;

наличием черт самоорганизации, т. е. способности на основании собственной оценки взаимодействия с внешней средой путем последовательного изменения свойств системы управления военного округа (ОСК) прийти к некоторому устойчивому состоянию, когда воздействия внешней среды вызывают незначительные колебания свойств системы управления в определенных заданных пределах.

Применение системного подхода основано на изучении функционирования не только отдельных элементов системы управления военного округа (ОСК), но и всей системы в целом с учетом структуры и взаимосвязи подсистем и составляющих их элементов.

Такой подход к исследованию дает возможность определять основные направления совершенствования структуры системы управления, планировать ее применение с высокой степенью эффективности и в наибольшем соответствии с принципами и закономерностями управленческой деятельности в мирное время и вооруженной борьбы в военное время. Однако практическая реализация идей системного подхода при оценке эффективности системы ОСК требует значительных усилий и всестороннего анализа каждого ее элемента в отдельности, а также оценки последствий их взаимодействия с другими элементами.

Алгоритм обоснования облика системы управления военного округа (ОСК) в целом и каждой из ее подсистем практически един и включает несколько блоков исследования.

Первый (предварительный) - определение исходных данных для обоснования требуемого облика системы управления военного округа (ОСК), что предполагает проведение следующих мероприятий:

конкретизация целей функционирования военного округа (ОСК), формируемых на его базе группировок и их составляющих элементов (войск, сил и органов различных министерств и ведомств);

генерирование альтернатив, т. е. идей о возможных формах, способах и подходах функционирования системы - военный округ (ОСК) и входящие в его состав (или формируемые на его базе) группировки войск (сил);

последовательное для каждого элемента боевой системы, начиная с ударной подсистемы, осуществление декомпозиции (построение «дерева») целей и оперативных (боевых), управленческих, обеспечивающих и обслуживающих задач;

определение методического аппарата и выбор критерия (критериев) эффективности выполнения задач каждого иерархического уровня и обоснование количественно-качественных показателей выбранных критериев (оперативные, оперативно-тактические, тактические требования к выполнению задач);

анализ существующего состояния, декомпозиция и обоснование системы, определение объема задач, соответствующих требуемой эффективности их выполнения, и вариантов потребностей в силах и средствах для решения этих задач;

синтез этих потребностей в варианты группировок разнородных войск (сил);

выбор рационального состава группировок разнородных войск (сил) по критерию «эффективность - стоимость».

Результатом исследований на первом этапе будет объем управленческих задач, которые должны решаться в интересах эффективного функционирования военного округа (ОСК) и создаваемых на его базе группировок войск (сил).

Второй (основной) - обоснование требуемого облика системы управления военного округа (ОСК) и оценка эффективности решения управленческих задач. При этом целесообразно применять синтез - метод исследований системы управления в ее единстве и взаимной связи составляющих ее частей (элементов). Для формулирования задачи синтеза системы управления военного округа (ОСК) прежде всего необходимо определить предназначение будущей системы управления, описываемое через совокупность реализуемых ею функций (/); условия ее функционирования (Y); ограничения на значениях характеристик существенных свойств создаваемой системы управления (О); ограничения на имеющийся ресурс (R), с использованием которого она будет синтезироваться; критерии и показатели, на основе которых будет оцениваться предпочтительность того или иного варианта будущей системы управления.

Постановку задачи синтеза системы управления военного округа (ОСК) в общем виде можно сформулировать следующим образом. Пусть соответствующие значения F, Y, О, R известны. Необходимо найти такую структуру системы управления (S) и такие ее параметры (Рэ - параметры элементов системы, Рс - параметры связей между элементами), при которых значение целевой функции (Ц) достигло бы максимума (минимума), т. е.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

но при этом удовлетворялись бы имеющиеся ограничения на ресурс (R) и на значения характеристик существенных свойств будущей системы управления ОСК (О).

Однако решить данную задачу строгими математическими методами удается лишь для простых систем, к которым нельзя отнести систему управления военного округа (ОСК). Поэтому предлагается использовать следующие два подхода.

Суть первого подхода заключается в выборе некоторой совокупности возможных и целесообразных структур системы управления военного округа (ОСК). После чего проводится параметрический синтез каждой структуры, а затем для каждой уже параметризованной структуры определяется значение целевой функции. Далее в качестве рациональной (лучшей) из всех рассмотренных структур выбирается та, у которой значение целевой функции является наиболее предпочтительным (например, максимальным).

При втором подходе необходимо сначала построить некоторую допустимую структуру, осуществить ее параметрический синтез и рассчитать значение целевой функции. После чего провести анализ «узких» мест, т. е. тех мест в новой системе управления военного округа (ОСК), которые препятствуют росту значения целевой функции. Далее с учетом оставшегося ресурса или путем перераспределения имеющегося «улучшить» созданную структуру и снова провести параметрический синтез, но уже улучшенной структуры системы управления военного округа (ОСК). Такая итерационная процедура должна продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности по совершенствованию системы управления (например, израсходован весь имеющийся ресурс) либо это совершенствование уже не будет давать ощутимого выигрыша в приросте значения целевой функции.

Но при этом возникает важный вопрос: как оценивать данные целевые функции? В работе предлагается использовать внутренний и внешний подходы к оценке функционирования системы управления военного округа (ОСК).

При внутреннем подходе оценивается, насколько близко полученные значения показателей существующих свойств функционирующей системы управления военного округа (ОСК) соответствуют требуемым значениям.

Внешний же подход заключается в определении вклада в достижение цели функционирования войск военного округа (ОСК), который вносит система управления. Иными словами, необходимо определить тот прирост в эффективности применения войск (сил) и органов военного округа (ОСК), который привносит его система управления.

Очевидно, что внешний аспект оценки эффективности функционирования системы гораздо шире (ибо он включает в себя внутренний) и с точки зрения системного подхода является более перспективным, так как позволяет найти компромисс между эффективностью и стоимостью. Этот подход дает возможность определить, во что выливается для войск (сил) и органов военного округа (ОСК) как системы то или иное совершенствование ее подсистемы - системы управления.

Применяемый в предлагаемых методических подходах параметрический синтез предполагает необходимость рассмотрения системы управления военного округа (ОСК) как в целом, так и по ее составным функциональным частям. Поэтому целесообразно использовать в работе видовые (родовые) и ведомственные методики, позволяющие обосновывать те или иные структурные элементы системы управления.

В то же время обоснование облика системы управления военного округа (ОСК) невозможно без оценки эффективности ее функционирования, которая неразрывно связана со степенью реализации боевых, служебно-боевых, административных и других возможностей войск (сил), решающих задачи в составе ОСК.

Применительно к условиям решения задач военного округа (ОСК) под эффективностью управления следует понимать влияние системы управления на достижение (при прочих равных условиях) конечных целей действий войск (сил) или степень использования боевых (служебно-боевых и др.) их возможностей в данной конкретной обстановке. При этом эффективным следует считать такое управление, которое обеспечивает своевременную разработку оптимальных, в наибольшей степени соответствующих конкретной обстановке решений и планов и успешное проведение их в жизнь, достижение высокой степени реализации потенциальных боевых (служебно-боевых и других) возможностей военного округа (ОСК).

Для всесторонней оценки эффективности управления войсками военного округа (ОСК) должны использоваться отдельные виды и комплекс расчетов по определению численных значений частных критериев с последующим сведением их в интегральный и общий показатели сравнительной эффективности различных вариантов управления.

Чтобы быть эффективным, управление войсками военного округа (ОСК) должно осуществляться в полном соответствии с предъявляемыми к нему требованиями и с учетом присущих ему специфических качеств. Исходя из этого при оценке эффективности системы управления военного округа (ОСК) необходимо учитывать, в какой степени достигается реализация вышеуказанных требований по трем группам частных критериев (показателей).

Первая группа обеспечивает оценку соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям по боевой готовности, оперативности, высокому качеству, устойчивости, непрерывности и скрытности работы. Интегральный критерий этой группы позволяет охарактеризовать различные варианты системы управления по степени их соответствия совокупности этих требований.

Вторая группа частных критериев и ее интегральный критерий способствуют определению, насколько в данной системе управления соблюдены требования специфических законов управления.

Третья группа характеризует уровень подготовки должностных лиц органов управления, оказывающих основное влияние на качество управления.

Наконец, общий критерий, объединив в себе интегральные, является критерием внешней (боевой) эффективности. Обобщенный (главный) критерий эффективности управления можно представить как своеобразный коэффициент полезного действия (Кэфф), отражающий степень использования потенциальных боевых (служебно-боевых и других) возможностей войск военного округа:

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

где Рбв - реализуемые боевые (другие) возможности;

Пбв - потенциальные боевые (другие) возможности.

Тогда истинное соотношение сил сторон (С) можно выразить следующим образом:

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

где Р1, Р2 - реализуемые боевые (служебно-боевые) возможности;

П1, П2 - потенциальные боевые (служебно-боевые) возможности;

Кэфф1, Кэфф2 - коэффициенты эффективности управления военного округа (ОСК) и противника соответственно.

Таким образом, можно констатировать, что предложенные методические подходы позволяют провести исследование системы управления военного округа (ОСК) в целом и каждого ее элемента в отдельности, наилучшим образом осуществить декомпозицию генеральной цели функционирования системы и задач, возлагаемых на каждую подсистему, обосновать оперативные, оперативно-тактические и служебно-боевые требования к их выполнению, потребную структуру и оптимальный состав по критерию «эффективность - стоимость» для выполнения возложенных задач.

Данные подходы позволяют учесть важное требование современности - максимальную экономию сил и средств, обеспечить единство управления в мирное и военное время и преодолеть ведомственные барьеры, перейдя к сбалансированному развитию разноведомственных элементов военной организации государства, предназначенных в состав создаваемой системы управления военного округа (ОСК).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации