Интенсификация обучения на основе интерактивной технологии мультимедиа

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2008, стр. 74-76

Интенсификация обучения на основе интерактивной технологии мультимедиа

A.M. СОЧНЕВ,

кандидат технических наук

НА ЛЕКЦИЯХ кафедры математики и инженерной графики Новочеркасского высшего военного командного училища связи активно используется интерактивная технология мультимедиа (ИТМ), под которой понимается методика обучения, совмещающая в себе компьютерные озвученные анимационные эффекты, позволяющие доходчиво пояснять учебный материал, и систему обратной связи «ученик - компьютер», обеспечивающую оперативный фронтальный контроль знаний.

Основными достоинствами ИТМ при проведении теоретических занятий в сравнении с обычной технологией являются: наглядность, доступность и привлекательность пояснений, стимулирование стремления к знаниям, оперативность и объективность оценки знаний, интенсификация занятий, простота и удобство многократных пояснений.

Хорошо видимые с любого рабочего места, наглядные, доступные и привлекательные озвученные демонстрации, периодический стопроцентный оперативный и достоверный контроль знаний в ходе занятий позволяют поддерживать обучаемых в состоянии повышенного восприятия материала, высокого внимания и творческого напряжения, создают условия для адекватного быстрого реагирования преподавателя на случаи слабого усвоения учебных вопросов.

Наиболее эффективным для теоретических занятий было бы использование на каждом месте обучаемого современного персонального компьютера. Однако в настоящее время такой подход для больших аудиторий (на 100 и более мест) реализовать затруднительно по многим причинам.

В связи с этим предлагается апробированный вариант использования в аудитории только одного персонального компьютера, работающего в режимах групповых мультимедийных демонстраций и сбора от обучаемых данных опроса с применением кнопочных обратных связей. Это - лекционный класс интерактивной технологии мультимедиа.

Для показа компьютерных демонстраций в лекционном классе возможно использование мультимедийного проектора или проекционного телевизора.

Для реализации обратных связей целесообразно принять за основу вариант использования простейших кнопок без фиксирующих положений. Всего в классе может быть 128 и более кнопок (по одной на каждого обучаемого). Все кнопки через специальную интерфейсную плату соединяются с компьютером.

Ввод данных в память компьютера от кнопок осуществляется аналогично матричной системе: по 8 линиям данных и 16 адресным линиям. Таким образом, число линий, отходящих от компьютера к 128 кнопкам, невелико - всего 24. Для обеспечения независимости кнопок предусмотрена их индивидуальная развязка с помощью полупроводниковых диодов. В результате обеспечивается прием информации одновременно от всех кнопок для последующего анализа при фронтальном опросе обучаемых.

В классе курсанты располагаются на заранее закрепленных местах. В начале занятия происходит регистрация присутствующих. После выдачи определенного объема информации преподаватель с помощью компьютера в течение двух-трех минут производит контроль усвоения материала обучаемыми. Определяются слабо усвоенные вопросы, после чего производится дополнительное пояснение с акцентом на соответствующем материале, затем выполняется повторный опрос. Таких циклов может быть несколько.

Система опроса реализуется следующим образом.

На экране отображается задание для различных вариантов, непредсказуемо назначаемых компьютером перед каждым опросом. Вопросы появляются в случайном порядке. Ниже каждого вопроса также в случайном порядке появляются предлагаемые ответы, причем по одному - для недопущения поиска верных посредством сравнения всех возможных ответов. Для повышения достоверности оценивания к каждому вопросу предлагается несколько правильных и несколько близких к правильным, но неправильных ответов. Задача обучаемых состоит в том, чтобы внимательно следить за изображением на экране, выполнять задания и нажимать кнопки в момент показа правильного ответа. Задания также могут предполагать голосовые комментарии или команды к вопросам. При необходимости предоставляется время для выполнения заданий и записей ответов с последующей их фиксацией при опросе.

По окончании опроса результаты анализируются в различных режимах. Для преподавателя наиболее важен обобщенный анализ, когда выводится оценка всей группе обучаемых, указываются слабо усвоенные вопросы. По этим результатам принимается решение на продолжение проведения занятия или пояснение слабо усвоенного материала. Для обучаемых более интересными оказываются другие режимы. Им важно знать свои результаты. Поэтому используется одновременный просмотр оценок на динамической модели класса, а также рейтинговый анализ результатов опроса.

Кажущаяся простота угадывания ответов при описанном автоматизированном опросе не имеет реальной почвы. Кнопку в предлагаемой программно-технической системе опроса нельзя считать простым бинарным устройством типа «да - нет». Компьютерная программа фиксирует факты нажатий кнопок всего класса, учитывает скоростные и количественные данные этих манипуляций. При каждом опросе предлагается несколько вопросов (как правило, от четырех до семи). Обеспечиваются условия достижения предельно высокой степени достоверности оценки результатов опроса.

Таким образом, на двухчасовом занятии осуществляется от двух до пяти опросов. По их результатам каждому обучаемому определяется средняя оценка. Для большей заинтересованности курсантов по итогам опроса могут выдаваться призы в виде приятной музыки, красочных изображений, видеофрагментов. Фамилии лучших заносятся в специальные тетради и на стенды, результаты опроса учитываются при выставлении итоговых оценок по предмету и т. п. Все это вызывает у курсантов стремление к прослушиванию дополнительных пояснений и повторению опроса, что соответствует повышенной мотивации обучаемых к получению знаний, высокой степени их активности и восприимчивости к изучаемому материалу.

Оптимальным является не менее чем двухразовое оценивание в течение лекции или другого занятия. Это соответствует минимальному значению числа циклов «обучение - опрос» по одному и тому же заданию, при котором создаются условия для заметного роста качества усвоения материала.

Но надо иметь в виду, что наличие более трех опросов по однотипному заданию для хорошо подготовленных обучаемых не приводит к улучшению знаний, поскольку начинает сказываться пропадание интереса к опросу, происходит потеря внимания. Чрезмерное увлечение описываемым опросом может негативно сказаться на психике ранимых и слишком усердных курсантов. Это объясняется высокой концентрацией внимания и значительными умственными усилиями в рамках жесткого лимита времени.

Реализуемые такими методами приемы, безусловно, обеспечивают более качественную теоретическую подготовку специалистов, поскольку озвученные динамические демонстрации наглядны и концентрируют внимание, являются более доступными и легко запоминающимися. Автоматизированный опрос создает условия для интенсификации занятия, самоконтроля знаний со стороны обучаемых и целенаправленной индивидуальной работы преподавателя с ними.

Объединение слухового и зрительного каналов восприятия совместно с действиями обучаемых по решению примеров способствует более долговременному хранению получаемой информации в памяти. Сама атмосфера проведения занятия становится более живой, динамичной. При переключении внимания обучаемого и смене режимов его интеллектуальной работы практически исчезает однообразие и монотонность умственного труда.

Постоянный фронтальный контроль знаний курсантов перед лекцией формирует у них сознание необходимости подготовки к каждому занятию, повышает активность на занятии. Понимание того, что после изложения материала предстоит самостоятельное решение примеров, также стимулирует курсантов к активной познавательной деятельности.

Педагогический эксперимент использования класса показал, что качество усвоения материала курсантами возрастает на 20 % и более, что равносильно повышению оценки почти на один балл.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что будущее в вузовском преподавании - за интенсивными мультимедийными интерактивными технологиями обучения при проведении многих видов занятий.

Описанная технология пригодна для использования на лекциях и других занятиях при изучении любой дисциплины. Технические и программные возможности класса позволяют реализовать педагогическое тестирование, проведение состязаний на знание изучаемого материала, самостоятельное изучение теории и самоконтроль качества усвоения.

На основе класса ИТМ разработаны компьютерные многоканальные тренажерные комплексы подготовки радиотелеграфистов и специалистов по обслуживанию станций спутниковой связи.

Идеи построения класса могут быть пригодными для разработки программно-управляемых интерактивных тренажеров, стендов и витрин различных назначений.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации