К ИСТОКАМ ВКО

Воздушно-космическая оборона №1, 2011 г.

К ИСТОКАМ ВКО

Зарождение и развитие теории и практики созданиявоздушно-космической обороны государства

Окончание. Начало в № 6 за 2010 г.

К ИСТОКАМ ВКО

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» на стартовой позиции (осень 2010 г., Электросталь)

С.Волков, кандидат военных наук,

старший научный сотрудник,

член-корреспондент Академии военных наук

Российской Федерации, полковник

РАЗРАБОТКА ПЕРВОГО КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА СИСТЕМЫ ВКО

В 1953 г. при обсуждении на заседании Научно-технического совета при Совете министров СССР перспектив создания ПРО большинство участвовавших в нем академиков категорически утверждали, что решить эту проблему невозможно. И только член-корреспондент АН СССР Григорий Кисунько не согласился с коллегами. Затем под его руководством фантастическую задачу удалось выполнить.

В 1993 г. перед учеными страны встала такая же по сложности задача. К этому времени разработка теории создания и развития ВКО нашего государства, а также форм применения войск и сил, решающих задачи воздушно-космической обороны, в основном была завершена. Усилиями оборонной промышленности были созданы и функционировали отдельные ее средства и системы, активно велись работы по их интеграции в единую систему воздушно-космической обороны государства. Однако вся проводимая как войсками, так и научными организациями промышленности и Министерства обороны практическая и теоретическая работа в области ВКО требовала логического завершения.

В первой половине 1993 г. по поручению главнокомандующего Войсками ПВО генерала армии В. А. Прудникова под руководством Центра оперативно-тактических исследований (ЦОТИ) Войск ПВО осуществляется разработка исходных данных для комплексного проекта системы ВКО России в целом, а также по зонам и районам ПВО. Головным разработчиком этого проекта определяются со стороны оборонной промышленности - НПО «Протон», со стороны Министерства обороны - 2-й ЦНИИ МО.

Учитывая, что такая задача решалась впервые в истории развития как нашего государства, так и науки в целом, приведу только один пример в части формирования базы исходных данных для развития системы ПВО Центрального промышленного района России и г. Москвы.

Разработку исходных данных (каждый в своей области) возглавляли:

- со стороны оборонной промышленности - первый заместитель генерального директора НПО «Протон» Я. Безель, генеральный конструктор МАК «Вымпел» А. Меньшиков, генеральный конструктор НИИРП А. Басистов, главный конструктор НИИРП М. Миносян;

- со стороны военных - начальник 301 ЦОТИ Войск ПВО В. Демедюк, начальники штабов - войск РКО - А. Сколотяный, ЗРВ ПВО - Ю. Павлов, авиации ПВО - Б. Хтей, РТВ ПВО - А. Балычев, начальник 3-го управления ГУЗВ Войск ПВО С. Остапенко, председатель НТК Войск ПВО И. Назаренко, начальник 2-го ЦНИИ МО А. Сумин, начальник 45-го ЦНИИ МО Г. Батырь.

Увязка всех системных вопросов была проведена под руководством В. Демидюка, А. Сумина, Г. Батыря и Я. Безеля.

Учитывая особую важность разработки комплексного проекта «Исходные данные» для его проектирования, на утверждение главнокомандующему Войсками ПВО лично представляли: начальник Главного штаба Войск ПВО В. Синицын, заместитель главнокомандующего Войсками ПВО (по вооружению) С. Сапегин, командующий войсками РКО В. Смирнов, командующий ЗРВ ПВО Е. Тимохин, командующий авиацией ПВО В. Андреев, командующий РТВ ПВО В. Мигунов, начальник Оперативного управления Главного штаба Войск ПВО А. Дубров, генеральный конструктор НПО «Протон» А. Грибов и президент МАК «Вымпел» Н. Михайлов. Эти исходные данные для проектирования были утверждены 9 июля 1993 г.

Аналогичная работа была проведена в целом за Российскую Федерацию и по всем зонам и районам ПВО государства.

Вся военная наука и оборонная промышленность, занятая проектированием и созданием систем, средств и комплексов ВКО, активно и очень плодотворно работала весь 1993 г. и последующие два года над формированием всей системы ВКО государства. Была тщательно проработана вся ее структура - от ЦКП ВКО до последнего подразделения и средства, выполняющего конкретную боевую задачу в различных условиях обстановки.

Непосредственную активную работу над проектом осуществляли:

- в Главном командовании Войск ПВО - первый заместитель главнокомандующего Войсками ПВО, кандидат военных наук генерал-полковник В. Ф. Мирук и начальник Главного штаба Войск ПВО генерал-полковник В. П. Синицын;

- от ЦОТИ Войск ПВО - начальник ЦОТИ Войск ПВО, кандидат военных наук полковник В. К. Демидюк, начальник отдела, кандидат военных наук полковник С. А. Волков (общесистемные вопросы, управление и ЗРВ), начальники групп - полковники В. А. Синицын, майор О. Х. Дулаев (РТВ), В. В. Нестеров (авиация ПВО), В. П. Кузьменко (РКО);

- от управления связи и АСУ Главного штаба Войск ПВО - полковники А. С. Журкевич и Ю. П. Пожнин;

- от оперативного управления Главного штаба Войск ПВО - полковник Г. Ф. Михеев, от управлений авиации ПВО - полковник В. Л. Паращенко, РКО - полковник В. К. Тимофеев, ЗРВ - полковник А. Д. Корнилов, РТВ - полковник А. И. Алешин, разведки - С. Ф. Гуляев, РЭБ - полковник В. М. Белецкий;

- от ГУЗПВ Войск ПВО - ВРИД начальника ГУЗПВ Войск ПВО генерал-майор А. М. Московский, ВРИД заместителя начальника ГУЗПВ Войск ПВО, кандидат технических наук полковник С. Н. Остапенко, начальник отдела, кандидат технических наук полковник О. А. Кутузов, полковники С. М. Алфимов, Ю. В. Журавлев;

- от 2-го ЦНИИ МО РФ - начальник 2-го ЦНИИ МО РФ, доктор технических наук, профессор генерал-майор А. С. Сумин, заместитель начальника 2-го ЦНИИ МО РФ по научной работе, кандидат военных наук полковник В. А. Трошкин;

- начальники управлений - доктор технических наук, старший научный сотрудник полковник Ю. И. Арепин, кандидаты технических наук, старшие научные сотрудники полковники В. Н. Андреев, В. В. Астрахов, С. Е. Бобрышев, Б. Л. Зарецкий, Г. Я. Колпаков, доктор технических наук, профессор полковник В. М. Кретинин;

- заместители начальников управлений - доктор технических наук, старший научный сотрудник полковник О. В. Пушков, кандидаты технических наук, старшие научные сотрудники полковники А. Е. Каменев, В. Ф. Крысун, А. В. Людский, Н. А. Ляхов, В. Н. Петренко;

- начальники отделов - кандидаты военных наук, старшие научные сотрудники полковники О. Б. Король, Б. А. Воробьев, В. И. Трифонов, В. Н. Андреев, В. И. Ярошевский, полковники Н. Ф. Кравченко, Ю. К. Кубанов;

- заместители начальников отделов - кандидаты военных наук подполковники Г. Ф. Калыш и О. Г. Россинский, подполковники А. В. Буйденок, Г. С. Козлов, Н. А. Семенов, И. И. Собченко, Ю. Д. Удотов, Л. П. Шамилов;

- начальники лабораторий - подполковники А. И. Васильев, И. В. Дергунов, Ю. В. Конищев, А. И. Некрасов;

- старшие научные сотрудники - подполковники В. В. Гордейчук, Н. Н. Зайцев, И. И. Собченко и А. В. Иваньков;

- от НПО «Протон» - генеральный конструктор НПО «Протон», доктор технических наук, профессор А. В. Грибов, первый заместитель генерального директора НПО «Протон», доктор технических наук, профессор Я. В. Безель, начальник отдела, кандидат технических наук К. С. Дисский, заместитель начальника группы В. А. Мазов, ведущий специалист Ю. Е. Тихомиров, главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор И. Т. Шаповалов;

- от 45-го ЦНИИ МО - начальник ЦНИИ, доктор технических наук генерал-майор Г. С. Батырь, заместитель начальника 45-го ЦНИИ МО РФ, член-корреспондент РАЕН, доктор технических наук, профессор полковник Н. Н. Козлов, начальники управлений - член-корреспондент РАЕН, доктор технических наук, профессор полковник Б. С. Скребушевский, кандидаты технических наук, старшие научные сотрудники полковники Ю. П. Порывкин и А. В. Шевырев, начальники отделов - кандидаты военных наук полковники А. В. Чернов, Н. А. Малютин и В. А. Тесля;

- от НПО «Комета» - генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор А. И. Савин;

- от МАК «ВЫМПЕЛ» - генеральный директор, доктор экономических наук Н. В. Михайлов, генеральный конструктор А. А. Кузьмин;

- от НИИРП - генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор А. И. Басистов.

Отдельную проблему представляло формирование общего перечня объектов обороны войск и сил ПВО и обоснование наиболее важных из них. Наибольший вклад в научное обоснование этого перечня внесли кандидаты наук полковники А. М. Рерле, Б. Л. Зарецкий, Н. А. Ляхов, А. Д. Иванов (2-й ЦНИИ МО - комплексные исследования всех объектов) и доктор экономических наук К. П. Самсонов (Институт макроэкономических исследований Министерства экономики РФ - за все объекты экономики и инфраструктуры страны).

Разработанные лично и возглавляемыми ими коллективами научно-методические аппараты позволили получить всесторонне обоснованные интегральные оценки всей системы объектов и провести сравнение важнейших объектов экономики, инфраструктуры страны и Вооруженных Сил.

Комиссией, назначенной приказом главнокомандующего Войсками ПВО, в период с 25 ноября по 3 декабря 1993 г. был рассмотрен Комплексный проект системы воздушно-космической обороны (ВКО) Российской Федерации, представленный головным исполнителем ОКР «Омега» научно-производственным объединением «Протон».

Комплексный проект системы ВКО Российской Федерации был разработан во исполнение указа президента Российской Федерации от 13 июля 1993 г. № 1032, приказа министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 1992 г., постановлений Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 30 декабря 1992 г. и от 16 марта 1993 г. и на основании исходных данных (Дополнение), утвержденных главнокомандующим Войсками ПВО 9 мая 1993 г.

Разработка наиболее сложных системных вопросов и итоговых документов Комплексного проекта была выполнена НПО «Протон» (А. Грибов, Я. Безель), МАК «Вымпел» (Н. Михайлов), 2-м (А. Сумин) и 45-м ЦНИИ (Г. Батырь) с участием ведущих специалистов Управления главнокомандующего Войсками ПВО (В. Мирук, В. Демидюк, С. Волков, О. Кутузов).

Основные положения и выводы Комплексного проекта были одобрены генеральными конструкторами средств и систем воздушно-космической обороны и утверждены главнокомандующим Войсками ПВО (Решение по Комплексному проекту системы ВКО РФ от 9 октября 1993 г.).

Комплексный проект по содержанию охватывал основные составляющие системы ВКО Российской Федерации (систему разведки и предупреждения о ВКН, систему РКО, систему ПВО, единую систему управления) и включал в себя пять книг, два приложения (к книгам 1 и 3), альбом схем в двух частях и содержал следующие основные материалы:

- анализ опасности для Российской Федерации воздушного и ракетно-космического нападения;

- обоснование системы объектов противовоздушной обороны от ударов существующих и перспективных СВКН;

- определение роли и задач системы ВКО;

- оперативно-стратегические требования к системе ВКО;

- анализ соответствия существующих систем РКО и ПВО современным требованиям;

- принципы и замысел построения системы ВКО;

- предложения по повышению эффективности обороны важнейших районов и объектов экономики и ВС от ударов СВКН;

- предложения по техническому оснащению и приоритетным направлениям технической политики в области создания вооружения и военной техники системы ВКО;

- военно-экономическую оценку поэтапной реализации основных направлений развития системы ВКО.

Основным результатом работы являлось обоснование реальной возможности создания системы ВКО Российской Федерации на базе существующего научно-технического задела и научно-производственных мощностей предприятий оборонной промышленности. Был разработан проект плана построения и развития системы ВКО государства с определением конкретного содержания этапов и потребного объема финансирования.

В Комплексном проекте на основе анализа имеющихся научного и технологического заделов, экспериментальных и производственных мощностей, запланированных объемов закупок серийного вооружения были намечены реальные пути создания системы ВКО России, которые могли быть реализованы концентрацией усилий и выделяемых средств на приоритетных направлениях.

Оценки, проведенные в ходе проектирования, показали, что значительная часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих практическое создание такой системы, уже была выполнена или предусмотрена к разработке в рамках Программы вооружения.

К ИСТОКАМ ВКО

Всевысотный обнаружитель, придаваемый ЗРС С-400 «Триумф», в боевом положении

Полученные в ходе проектирования результаты поражали глубиной научной и технической проработки каждого вопроса даже самих конструкторов систем и комплексов ВКО и показывали реальность создания такой системы.

В целях практической реализации этого комплексного проекта и тем самым указа президента Российской Федерации от 13.7.1993 г. № 1032 ведущие представители оборонной промышленности направили письмо министру обороны Российской Федерации генералу армии П. С. Грачеву и председателю Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности В. К. Глухих.

Они выразили пожелание совместно обратиться в правительство и Совет безопасности Российской Федерации с предложением о разработке Комплексной целевой программы создания системы воздушно-космической обороны России.

Программа должна была предусматривать объединение ассигнований и потенциала научных, конструкторских организаций и заводов-изготовителей, работающих над созданием средств борьбы с воздушно-космическим противником.

Этот документ подписали создатели основных систем вооружения ВКО: генеральные конструкторы НПО «Протон» А. В. Грибов, АНПК «МиГ им. А. И. Микояна» Р. А. Беляков, НПО «Алмаз» Б. В. Бункин, НИИРП А. Г. Басистов, НПО «Скала» Ю. А. Кузнецов, МАК «Вымпел» А. А. Кузьмин, ЦНПО «Комета» А. И. Савин, МКБ «Факел» В. Г. Светлов, АНПК «ОКБ Сухого» М. П. Симонов, НПО «Астрофизика» Б. К. Чекмасов, а также президент МАК «Вымпел» Н. В. Михайлов и вице-президент Российской академии наук К. В. Фролов.

Однако реализовать это предложение по ряду причин чисто субъективного характера в высшем руководстве государства не удалось.

Вместе с тем, отмечая уникальную сложность решения задачи, получение новых значительных военно-научных, научно-технических и технологических результатов, целый ряд основных исполнителей проекта были выдвинуты на соискание Государственной премии Российской Федерации, премии правительства Российской Федерации или награждены орденами и медалями.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА СИСТЕМЫ ВКО

Существенные результаты работы, полученные в середине 1993 г. еще до завершения комплексного проектирования, были вынесены на рассмотрение высшего военного и политического руководства нашей страны. Это прежде всего перечень важнейших объектов прикрытия силами ПВО в мирное и военное время и второе - принципы организации противовоздушной обороны Российской Федерации, построения группировок войск и выполнения ими задач.

В этих документах подчеркивалось, что задачи противовоздушной обороны Российской Федерации и ее Вооруженных Сил, охраны государственной границы в воздушном пространстве обеспечиваются совместными усилиями Войск ПВО, войск и сил ПВО военных округов и флотов. Но основу противовоздушной обороны страны составляют Войска ПВО, являющиеся видом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, на Войска ПВО возлагались задачи по предупреждению о ракетном нападении, контролю космического пространства (совместно с Военно-космическими силами), уничтожению баллистических ракет, атакующих Центральный промышленный район, и по особому распоряжению - важных космических объектов противника в пределах возможностей комплексов противоракетной и противокосмической обороны.

Были доложены также состав и принципы построения воздушно-космической обороны государства. Воздушно-космическая оборона Российской Федерации должна была строиться как единая система, состоящая из систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, ракетно-космической обороны, противовоздушной обороны и системы управления.

Основными принципами ВКО, сформированными в ходе проектирования, определялись:

- единая ответственность за борьбу со всеми средствами воздушно-космического нападения во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией Российской Федерации;

- сосредоточение основных усилий на важнейших стратегических воздушно-космических направлениях и на обороне наиболее важных группировок стратегических ядерных сил, пунктов высших звеньев управления, объектов экономики и ядерной энергетики, группировок войск и сил флота;

- эшелонированное построение воздушно-космической обороны с комплексным использованием всех сил, решающих задачу борьбы с воздушно-космическим противником;

- быстрое реагирование на региональные кризисы путем создания мобильного резерва сил ПВО и мобилизационного развертывания при минимальном составе группировок мирного времени;

- решение задач совместно с войсками и силами ПВО других государств - участников Содружества Независимых Государств в объединенной системе воздушно-космической обороны;

- объединение усилий министерств и ведомств Российской Федерации, располагающих средствами радиолокационной разведки, с созданием федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства на базе системы управления и средств радиотехнических войск ПВО, радиолокационных средств Военно-воздушных сил, военных округов и флотов, Министерства транспорта Российской Федерации;

- единое управление объединениями ПВО, войсками и силами ПВО Военно-воздушных сил, военных округов и флотов в зонах и районах ПВО, которые создаются на основе развернутых и несущих боевое дежурство в мирное время объединений ПВО. При этом границы зон и районов ПВО максимально совмещаются с границами военных округов, оперативными границами флотов, районов развертывания ракетных армий Ракетных войск стратегического назначения и соответствуют оперативным границам объединений (соединений) ПВО. Непосредственное подчинение указанных войск и сил ПВО соответствующим командующим (командирам) сохраняется.

Практически все эти выводы комплексного проекта были закреплены юридически указом президента Российской Федерации за № 1032 от 13 июля 1993 г. «Об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации».

Этим же указом определялась и организация руководства воздушно-космической обороной. Общее руководство воздушно-космической обороной Российской Федерации возлагалось на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а непосредственное - на главнокомандующего Войсками ПВО, которое он должен был осуществлять с Центрального командного пункта Войск ПВО через непосредственно подчиненных ему командующих объединениями ракетно-космической обороны и зонами ПВО. При этом войскам и силам ПВО ставился весь объем задач воздушно-космической обороны государства (так как войска РКО входили в состав Войск ПВО).

Практически сразу после выхода этого указа (14-15 июля 1993 г.) под руководством министра обороны Российской Федерации генерала армии П. С. Грачева проводится КШТ «Зенит-93». Оценивая на ЦКП Войск ПВО действия группы боевого управления главнокомандующего Войсками ПВО, он указал:

«…1. В строительстве вооруженных сил ведущих государств мира наметилась устойчивая тенденция приоритетного развития сил и средств воздушно-космического нападения. Воздушно-космическое пространство стало важнейшей сферой вооруженной борьбы.

2. Проведенная тренировка подтвердила необходимость интеграции противовоздушной и ракетно-космической обороны в единую систему воздушно-космической обороны.

При этом общее руководство воздушно-космической обороной страны и Вооруженных Сил должно быть возложено на Генеральный штаб, непосредственное - на главнокомандующего Войсками ВКО, которое он будет осуществлять с Центрального командного пункта Войск ВКО через непосредственно подчиненных ему командующих объединениями РКО и зонами ПВО.

С ЦБУ РКО Центрального командного пункта ВКО через КП объединений РКО осуществлялось управление комплексами и средствами ПРН, ПРО, ККП, ПКО и противоспутниковой борьбы. Возможности ЦБУ позволяли также управлять средствами РЭБ Генерального штаба.

С ЦБУ ПВО Центрального командного пункта ВКО через КП зон и районов ПВО осуществлялось управление непосредственно подчиненными соединениями и частями родов войск, а также соединениями и частями ПВО военных округов, ВВС и флота, принятыми на боевое управление.

Это направление строительства Войск ПВО должно было стать центральным в создании на их базе нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации - Войск воздушно-космической обороны…»

А 26 июля 1993 г. министром обороны Российской Федерации уже был утвержден «План строительства Войск ПВО на 1993-1995 гг.», разработанный в соответствии с территориальным принципом построения системы противовоздушной обороны.

Одновременно был разработан и направлен для рассмотрения зам. министра обороны Российской Федерации генерал-полковнику В. И. Миронову проект программы работ по созданию единой АСУ в зонах ПВО.

Начаты работы по созданию единой АСУ всеми силами и средствами противовоздушной обороны видов Вооруженных Сил в зонах ПВО с использованием на КП комплексов сбора и обработки информации «Забоина». Активно велись доработки АСУ «Протон-2М» в 6 ОА ПВО в целях обеспечения сопряжения с АСУ «Маневр» Ленинградского военного округа.

19 августа 1993 г. приказом министра обороны Российской Федерации доводится План реализации указа президента Российской Федерации № 1032, в котором предписано завершить зональное построение противовоздушной обороны Российской Федерации к 1 марта 1994 г. с созданием всех семи зон ПВО (Северной, Северо-Западной, Центральной, Северо-Кавказской, Уральской, Сибирской и Восточной).

27 августа 1993 г. директивой Генерального штаба устанавливаются границы ответственности зон (объединений), корпусных, дивизионных районов (корпус, дивизия) ПВО за противовоздушную оборону.

В сентябре 1993 г. были проведены учения «Волга-93» с Центральной зоной ПВО с организацией практических стрельб на полигоне Капустин Яр зенитного ракетного полка, оснащенного ЗРС С-300ПМ, и зрп, оснащенного С-300В2, при получении целеуказания с АСУ «Байкал-1». Боевые стрельбы оценивались как успешные.

В последующие два года полностью завершается проектирование системы ВКО нашего государства. В 1993-1994 гг. был разработан «Комплексный проект создания головного участка системы воздушно-космической обороны Российской Федерации (Центрального района России и г. Москвы)» и в 1994 г. принимается на вооружение централизованная зенитная ракетная система ПВО г. Москвы С-50.

Одновременно на учениях успешно отрабатываются вопросы создания нестратегической ПРО, федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, единой системы боевого управления ИА ВВС, ВМФ и Войск ПВО, управления передовым авиационным эшелоном с воздушных пунктов управления. Практически доказывается возможность реализации теоретических положений по созданию отдельных элементов и всей системы ВКО при комплексном применении ее компонентов и централизованном управлении.

14 января 1994 г. издается указ президента Российской Федерации № 146 «О создании Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации». Им утверждаются Положение о ФСР и КВП, план ее создания, а также перечень подразделений и позиций двойного назначения.

16 марта 1994 г. вводится в действие совместный приказ министра обороны и министра транспорта Российской Федерации «О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации», который ввел в действие план совместных мероприятий двух министерств по реализации указа президента.

20 июля 1994 г. указом президента Российской Федерации утверждается Положение о центральной межведомственной комиссии федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации. Главкоматом Войск ПВО совместно с видами Вооруженных Сил и управлениями Министерства транспорта Российской Федерации разрабатываются к утверждению Центральной межведомственной комиссией проекты:

- положения о подразделениях и позициях двойного назначения федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации, включая их статус, порядок подчинения, комплектования и содержания;

- руководства по применению сил и средств ФСР и КВП;

- положения о зональной межведомственной комиссии ФСР и КВП;

- положения о постоянно действующем аппарате ЦМВК.

Одновременно ведутся работы по реализации единой системы боевого управления истребительной авиацией (ЕС БУ ИА). Разрабатываются Концепция создания ЕСБУ ИА, структурные схемы ЕСБУ по зонам и районам ПВО, материалы для проведения эксперимента в Ржевском корпусном районе ПВО, техническое задание на проведение НИР по обоснованию ЕСБУ ИА, тактико-техническое задание промышленности для разработки межвидовой АСУ для ЕСБУ ИА.

1993 и 1994 гг., чрезвычайно насыщенные активными работами как в теории, так и в практике создания отдельных подсистем и системы ВКО государства в целом, были решающей и этапной вехой, создавшей все необходимые предпосылки для целенаправленного и скорейшего создания системы ВКО нашей Родины на основе Войск ПВО страны.

В дальнейшем были работы и по перегону спутников на другие орбиты с выдачей информации предупреждения и целеуказания активным средствам ПВО для уничтожения различных типов СВКН в едином контуре боевого управления. Но это было уже позже - спустя год-два после решающего для нашего государства в области создания системы ВКО 1993 г.

В 1994 г. после успешно проведенного эксперимента на полигонах Войск ПВО по созданию системы ПРО на ТВД был разработан первый Проект концепции перспективной системы ВКО Российской Федерации. В 1995 г. была разработана Концепция строительства противовоздушной (воздушно-космической) обороны на период 1995-2005 гг.

В период 1996 г. был завершен «Комплексный проект развития системы воздушно-космической обороны РФ в части зон и районов ПВО».

Работы по-прежнему велись при головной роли НПО «Протон» и 2-го ЦНИИ МО под непосредственным руководством ЦОТИ Войск ПВО и общим руководством главнокомандующего Войсками ПВО.

Однако после указа президента Российской Федерации 1997 г. № 725 произошел фактический развал зарождающейся и создаваемой по единому замыслу и плану трудом миллионов людей - конструкторов, рабочих и военных - системы ВКО нашего государства.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации