СНАЧАЛА БЫЛ ДЕНЬ КРАСНОГО ПОДАРКА

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №6.2006 Г.

СНАЧАЛА БЫЛ ДЕНЬ КРАСНОГО ПОДАРКА

Виктор МИХАЙЛОВ

КЛИМЕНТ ВОРОШИЛОВ СЧИТАЛ, ЧТО ПРИУРОЧИВАНИЕ ПРАЗДНИКА КРАСНОЙ АРМИИ К 23 ФЕВРАЛЯ НОСИТ "ТРУДНООБЪЯСНИМЫЙ ХАРАКТЕР"

В январе Госдума РФ приняла в первом чтении поправку в закон "О днях воинской славы и памятных датах России". Согласно поправке, праздник 23 февраля, называющийся сейчас "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества", переименовывается просто в День защитника Отечества. Понятно, что от этих "сокращений" в сознании людей ничего не изменится, да и день 23 февраля будет отмечаться, как и прежде, "по полной программе". Для чего же название праздника меняется?

Трудно поверить, что даже сам первый красный маршал К. Ворошилов высказывал сомнения насчет проведения праздника именно 23 февраля. Но об этом еще будет повод сказать. Сейчас же отметим, что инициаторами поправки в закон "О днях воинской славы и памятных датах России" выступили члены думского комитета по обороне Владимир Овсянников и Александр Головатюк. Кстати, до избрания в парламент оба - действующие офицеры. А заодно скажем, что это была не первая попытка изменить название праздника.

Еще во втором созыве ГД депутат Сергей Юшенков внес аналогичный законопроект. Но рассматривала его уже Дума третьего созыва. И отклонила.

Внесение поправки, по словам депутата Овсянникова, обусловлено, во-первых, необходимостью устранения имеющегося существенного различия в редакциях названий дня 23 февраля. Мы уже приводили цитату из закона "О днях воинской славы и памятных датах России". А вот установленный Трудовым кодексом нерабочий праздничный день значится как "23 февраля - День защитника Отечества". Во-вторых, продолжил парламентарий, необходимостью устранения исторической неточности, которая выражается в том, что ни 23 февраля 1918 г., ни в другие ближайшие к этой дате дни Красная Армия не одерживала побед над кайзеровскими войсками. К тому же, считает депутат Овсянников, защита Отечества является долгом и обязанностью всех граждан государства. "И никакие конъюнктурные политические веяния не смогут изменить отношения к этому дню, ставшему фактически всенародным праздником, и прежде всего праздником мужской половины населения страны, - считает он. - Значение этого праздничного дня в настоящее время таково, что он не нуждается в дополнительной исторической аргументации, тем более основанной на искажении исторических фактов".

Как видим, ГД на своем заседании со всеми этими аргументами согласилась.

"ОРГАНИЗОВАТЬ В ЭТОТ ДЕНЬ МИТИНГИ"

Предложения организовать День Красной Армии появились едва ли не одновременно с нею. Документы свидетельствуют, что такие намерения уже в 1918 г. возникали неоднократно. Но речь при этом велась не о государственном празднике, а о разовом агитационном мероприятии, каких в первые послереволюционные годы проводилось немало. Среди них были и чисто военные - Дни Красноармейца-фронтовика, Всеобуча, Красного офицера и другие.

Например, 3 января 1919 г. по постановлению ВЦИК на всей территории РСФСР проводился День винтовки с целью мобилизации населения на сдачу находящегося у него на руках оружия. А по постановлению комиссии при ВЦИК на воскресенье 9 февраля 1919 г. намечался День Красного подарка, который должен был проводиться с целью сбора материальных и денежных средств для Красной Армии. В первые дни января 1919 г. вспомнили и о приближающейся годовщине декрета СНК об организации Красной Армии. Председатель Высшей военной инспекции РККА Н. Подвойский 10 января направил в президиум ВЦИК предложение отпраздновать годовщину создания Красной Армии. "28 января, - отмечалось в этом документе, - исполняется год со дня издания Советом Народных Комиссаров декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. Было бы желательно отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к 28 января, дню издания декрета". Мероприятие предлагалось приурочить "к ближайшему воскресенью до или после 28 января, чтобы трудящиеся могли приветствовать армию на улицах во время парада и торжественных шествий".

Рассмотрение предложения Подвойского во ВЦИК состоялось только 23 января. Но до 28 января оставалось 5 дней, а до ближайшего за ним воскресенья (2 февраля) - 9 дней. За это время, конечно, невозможно было подготовить все мероприятия по празднованию, предлагавшиеся Подвойским. Президиум ВЦИК вынес вердикт: "Никаких решений не принимать ввиду позднего представления ходатайства и невозможности в столь короткий срок организовать празднование". 24 января президиум Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов также рассматривал вопрос "Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной Армии" и принял решение:

"Признать необходимым устройство Дня Красной Армии в ознаменование годовщины создания ее. Приурочить празднование Дня Красной Армии ко Дню Красного подарка. Организовать в этот день митинги, концерты и спектакли". Подготовка ко Дню Красного подарка уже разворачивалась, а поскольку он тоже имел прямое отношение к Красной Армии, можно было в этот же день, пусть и с незначительным опозданием, отметить и годовщину ее создания, сочли члены Моссовета.

28 января 1919 г., в день годовщины декрета СНК об образовании РККА, на пленарном заседании Моссовета его председатель и член ВЦИК Л. Каменев напомнил присутствовавшим, что "сегодня - годовщина Красной Армии", и сообщил, что "по целому ряду технических причин празднование годовщины Красной Армии отложено на 17 февраля". Однако выбор даты 17 февраля оказался не вполне удачным, так как не совпадал ни с Днем Красного подарка, ни с воскресеньем. В этой связи 30 января созданный при ВЦИК Центральный комитет по организации празднования годовщины Красной Армии и Дня Красного подарка сообщил о переносе праздника на воскресенье 23 февраля.

"Правда" и другие газеты опубликовали следующую информацию: "Устройство Дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января".

"И НЕ СОВПАДАЕТ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДАТАМИ"

Первый всероссийский День Красной Армии первоначально постигла судьба других разовых "дней": о нем забыли почти сразу же после проведения. Ни в 1920 г., ни в 1921-м этот день не отмечался. Но в 1922 г. о нем вспомнили: 27 января было опубликовано постановление президиума ВЦИК о 4-й годовщине Красной Армии, в котором говорилось: "В соответствии с постановлением 9-го Всероссийского Съезда Советов о Красной Армии президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)".

По-настоящему всенародным праздником стала 5-я годовщина РККА, отмечавшаяся в 1923 г. В циркуляре ЦК РКП(б), подписанном А. Бубновым и В. Куйбышевым, подчеркивалось: "23 февраля с.г. исполняется пятилетие существования Красной Армии. Пятилетний юбилей Красной Армии есть великий праздник всех трудящихся России. Партийные органы должны принять самое активное участие в организации этого юбилея и в придании ему характера широкого массового праздника". Особо следует заметить, что в постановлении президиума ВЦИК, принятом 18 января 1923 г., объяснялась причина празднования Дня Красной Армии именно 23 февраля. В документе авторитетно утверждалось: "23 февраля 1923 г. Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет тому назад, был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров от 15 января того же года, которым было положено начало Рабоче-крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры".

Историки же обращают внимание на то, что упомянутый декрет был напечатан в центральных газетах в период с 18 по 23 января 1918 г., почти сразу после его принятия.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта версия происхождения праздника оставалась в ходу только до очередной "круглой" даты. В вводной части постановления ЦИК к 10-летию Красной Армии говорилось уже нечто иное: "23 февраля 1918 г. рабочее и крестьянское правительство издало декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии".

Таким образом, и 10-ю годовщину РККА, как и все предыдущие, отмечали как годовщину декрета СНК об организации Красной Армии от 15(28) января 1918 г. Но саму дату издания этого декрета теперь, вопреки истине, связали напрямую с 23 февраля. Уже тогда высказывались сомнения в обоснованности сложившегося положения. Сам народный комиссар по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета К. Ворошилов открыто высказал сомнение в правомерности установленной даты праздника. В опубликованной 5 марта 1933 г. в "Правде" статье "15 лет Красной Армии" он писал: "Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

А что же в действительности происходило 23 февраля 1918 г.? Известно точно, что оборонявшиеся на псковском направлении красноармейские отряды общей численностью около 2500 человек под командованием бывшего полковника Генерального штаба Е. Пехливанова не смогли остановить продвижение германцев. В ходе боев, начавшихся 23 февраля в 10-25 км от Пскова, противник прорвался к станции Псков-1 (вечер 24 февраля), а в ночь на 25 февраля захватил центр города. 28 февраля весь Псков находился под контролем немцев. Справедливости ради стоит заметить, что опытному Е. Пехливанову удалось хотя бы наспех сколотить войска, которые, по выражению председателя Совнаркома В. Ленина ("Правда" от 23 февраля 1918 г.), "вовсе отказываются сражаться", и создать подобие организованной обороны. Свидетельство тому - телеграмма начальника штаба главковерха бывшего генерал-лейтенанта М. Бонч-Бруевича, направленная Пехливанову 3 марта: "Ваш способ действий признаю соответствующим обстановке".

Гораздо хуже дела обстояли под Нарвой, где, кстати, бои начались несколько позже - 3 марта. Там сводными красноармейскими отрядами руководил известный балтийский революционный матрос П. Дыбенко, обладавший, без сомнения, недюжинными организаторскими способностями, волей и авторитетом, но имевший весьма приблизительное представление об управлении войсками. Подчиненные ему отряды были практически полностью уничтожены.

Во время работы Четвертого чрезвычайного Всероссийского съезда Советов (14-16 марта 1918 г.) П. Дыбенко был арестован. Особой следственной комиссией по заведенному на него уголовному делу деятельность Павла Ефимовича во главе сводного красноармейского отряда под Нарвой была признана преступной. Однако в силу целого ряда обстоятельств - недовольства матросских масс Балтфлота и, главное, авторитета Aлександры Коллонтай (жены Дыбенко) - суд его оправдал и он был освобожден. Его военная карьера продолжалась вплоть до "большой чистки" 1937-1938 гг.

ФРАЗА "НАГОЛОВУ РАЗБИЛИ" ПОЯВИЛАСЬ В 1942 г.

И. Сталин в 1938 г. в "Кратком курсе истории ВКП(б)" изложил принципиально новую версию происхождения даты праздника, совершенно не связанную с декретом СНК от 15(28) января 1918 года. В "Кратком курсе..." утверждалось, что в 1918 г. под Нарвой и Псковом "немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля - стал днем рождения молодой Красной Армии".

А уже во время войны в приказе народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 г. Сталин, учитывая специфику обстановки военного времени, несколько усилил победный пафос приведенной выше формулировки: "Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 г. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии".

В 1951 г. появилась последняя трактовка праздника. "История гражданской войны в СССР" указала, что в 1919 г. первая годовщина Красной Армии праздновалась "в памятный день мобилизации трудящихся на защиту социалистического Отечества, массового вступления рабочих в Красную Армию, широкого формирования первых отрядов и частей новой армии". При обсуждении в 1995 г. закона "О днях воинской славы (победных днях) России" законодатели в названии дня воинской славы России 23 февраля использовали трактовку этого праздника, принадлежащую Сталину, - "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)".

Отдавая должное первым красноармейцам, действительно оказавшим тогда сопротивление германским войскам, приходится отметить, что ни о какой "победе" над неприятелем и тем более о его "разбитии наголову", конечно, говорить нельзя.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации