Генезис принципов боевого применения авиации как одного из средств ведения армейских (корпусных) операций и проблемные вопросы их совершенствования
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(26)/2009
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
Полковник М.В. Аксененко,
кандидат военных наук, доцент,
профессор АВН
Генезис принципов боевого применения авиации как одного из средств ведения армейских (корпусных) операций и проблемные вопросы их совершенствования
В статье на основе ретроспективного исторического анализа боевых действий отечественной авиации рассмотрен генезис представлений в России на ее применение в армейских (корпусных) операциях Сухопутных войск, в том числе в современных условиях.
Ключевые слова: род сил, применение авиации, генезис, тактическое взаимодействие, армейская авиация, авиационная поддержка, принципы применения.
Совершенствование форм и способов вооруженной борьбы, тенденции к росту долевого участия сил и средств авиации в современных операциях вызывают необходимость ретроспективного исторического анализа опыта боевого применения авиации с целью проследить генезис взглядов на принципы ее применения в интересах Сухопутных войск.
Опыт массового применения авиации как нового рода сил в вооруженной борьбе берет свое начало в годы Первой мировой войны. В это время зарождаются такие принципы, как сосредоточение усилий авиации на важнейших направлениях в решающее время, тесное взаимодействие авиации с наземными войсками, внезапность действий, которые нашли свое отражение в официальном документе 1916 года - проекте Наставления по применению авиации на войне.
Боевой опыт применения авиации и его теоретическое осмысление позволили определить основные теоретические положения по боевому использованию этого нового рода сил. Трактовка термина «боевое применение авиации» в данный период времени отражала стратегический уровень ее использования как средства вооруженной борьбы в войне в целом. Поэтому принцип тесного взаимодействия с наземными войсками рассматривался как содействие (поддержка) авиации наземным войскам.
В период между двумя мировыми войнами динамика развития авиации породила у некоторых военных теоретиков преувеличенное представление о ее возможностях. Появились теории «воздушной мощи», «воздушной войны» и другие, согласно которым авиация считалась решающей силой в войне. Однако практика боевых действий не подтвердила эти утверждения. Оказалось, что боевое применение авиации даже при самостоятельных действиях по объектам тыла противника должно быть направлено на достижение единой цели и определяться общим замыслом операции, проводимой с участием других видов вооруженных сил. Решающее влияние на формирование принципов применения авиации в данный период оказала разработанная отечественной наукой теория глубокого боя и операции.
Накануне Великой Отечественной войны общая схема принципов боевого применения авиации выглядела следующим образом: взаимодействие с Сухопутными войсками оставалось важнейшим принципом, закрепленным в проекте Полевого устава 1941 года; большую роль играли принципы внезапности действий и массированного применения авиации. Поэтому принцип взаимодействия авиации с Сухопутными войсками стал основополагающим, хотя и не исключались ее самостоятельные действия по объектам в тылу противника. Тактическое взаимодействие (согласно Полевого устава того времени) предполагалось возлагать на бомбардировочную и штурмовую авиацию. При этом ближняя бомбардировочная и штурмовая авиация имела основным назначением непосредственное тактическое взаимодействие с наземными войсками на поле боя.
Результативность смещения акцента на непосредственное тактическое взаимодействие авиации с Сухопутными войсками косвенно подтверждается количеством вылетов на авиационную поддержку. Так, до 46,5% всех самолето-вылетов фронтовой авиации и 40,4% самолето-вылетов авиации дальнего действия в годы Великой Отечественной войны было произведено с целью содействия Сухопутным войскам в разгроме противника. При этом противника авиация уничтожала прежде всего на поле боя. Это видно из следующих цифр: 93% всех вылетов фронтовой бомбардировочной авиации производилось на глубину до 50 км, а 80% вылетов штурмовой авиации - на глубину до 10 км. Небольшая глубина воздействия авиации обуславливалась общим характером вооруженной борьбы на советско-германском фронте: основную массу своих сил противник сосредоточивал на поле боя, и разгром их явился главной задачей как Сухопутных войск, так и авиации.
В начальный период войны для обеспечения лучшего взаимодействия предусматривалось подчинение авиационных дивизий командующим общевойсковыми армиями. До мая 1942 года авиация, входившая в состав фронта, подразделялась на армейскую, удельный вес которой составлял 55-60%, и фронтовую, составлявшую 40-45%. Первая подчинялась непосредственно командующим общевойсковыми армиями, вторая - командующему ВВС фронта. Эту реорганизацию следует считать первой попыткой перехода от использования авиации в операциях Сухопутных войск в рамках принципа взаимодействия с ними к реальному ее боевому применению в качестве одного из средств ведения этих операций. Однако форма оперативного подчинения общевойсковым армиям авиационных соединений и частей, остававшихся в составе Военно-воздушных сил, не обеспечила ожидаемого результата, и силы авиации в итоге были сведены в воздушные армии.
Во втором и третьем периодах Великой Отечественной войны для тесного взаимодействия с Сухопутными войсками командиры авиационных соединений с оперативными группами располагались на командных пунктах армий и даже корпусов, имея в передовых отрядах авиационных наводчиков со средствами связи. И как результат обобщения боевого опыта, в конце 1942 года была принята новая форма оперативного применения авиации - авиационное наступление. Оно включало проведение предварительной и непосредственной подготовки наступления (атаки) и авиационную поддержку (сопровождение) танков и пехоты, наступавших в глубине обороны противника.
Авиационная поддержка в рамках авиационного наступления осуществлялась по планам командующих армиями за счет летного ресурса, выделяемого им командующим войсками фронта на сроки, не превышающие одних-двух суток, и в размерах, соответствующих роли армий в операции фронта. При резком изменении обстановки в полосе той или иной армии ей выделялся дополнительный летный ресурс из резерва фронта или же в ее полосу сосредоточивались основные усилия воздушной армии, в том числе за счет ослабления авиационной поддержки других армий.
Такая форма авиационной поддержки позволяла командующему войсками фронта полностью использовать маневренные возможности авиации и в короткие сроки ликвидировать кризисную обстановку на тех направлениях, где она возникала.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны боевое применение авиации осуществлялось, в основном, в рамках тактического взаимодействия с Сухопутными войсками. Выделение командующим армий (командирам корпусов) летного ресурса, по сути дела, переводило эти силы авиации в одно из средств ведения армейских (корпусных) операций. Однако ее ранг вида Вооруженных Сил оставлял между общевойсковыми командирами и этими силами авиации значительную дистанцию, снижал их подчиненность и, в конечном итоге, эффективность боевого применения авиации в целом.
В послевоенный период развитие теории применения Военно-воздушных сил проходило в условиях дальнейшего прогресса науки, техники и быстрого роста производства в нашей стране. Это повлекло за собой изменение способов ведения войны, организационной структуры Вооруженных Сил и изменение удельного веса видов и родов войск. Основными принципами боевого применения авиации этого периода являлись: внезапность действия; массированное применение сил и средств воздушной армии на решающих направлениях с сосредоточением усилий на выполнении наиболее важных задач при сохранении централизованного управления всей авиацией; выполнение задач в тесном взаимодействии с Сухопутными и ракетными войсками фронта; непрерывность воздействия на объекты противника.
Авиационная поддержка Сухопутных войск, согласно существующим в этот период взглядам, должна была осуществляться значительно меньшими силами, на более широком участке и на большую глубину. Для этой цели выделялись бомбардировочная и истребительно-бомбардировочная авиация. На первую возлагалось нанесение сосредоточенных ударов с применением ядерных и обычных бомб по важнейшим узлам сопротивления, опорным пунктам, тактическим и ближайшим оперативным резервам противника; на вторую - эшелонированные удары звеньями и парами с применением бомб в обычном снаряжении по командным пунктам, узлам связи и радиолокационным станциям. С началом атаки пехоты и танков все силы истребительно-бомбардировочной авиации надлежало сосредоточить для ударов по артиллерийским позициям противника на направлении главного удара войск фронта путем эшелонированных действий.
Перевооружение на сверхзвуковую авиационную технику, а также реорганизация Военно-воздушных сил, в результате которой была ликвидирована штурмовая авиация, значительно осложнили осуществление тесного взаимодействия авиации с Сухопутными войсками. Ударная авиация, совершая полеты на больших скоростях, могла успешно поражать цели в оперативной глубине, но их удары по малоразмерным целям вблизи своих войск были малоэффективны: сказывалось короткое время пребывания над целью, сложность опознавания своих войск при большой скорости полета, особенно в условиях быстроменяющейся обстановки и нечетко выраженной линии фронта. Все это значительно уменьшило возможности авиации по непосредственной авиационной поддержке Сухопутных войск на поле боя, выделенный на авиационную поддержку летный ресурс использовался, в основном, в рамках оперативного взаимодействия Военно-воздушных сил и Сухопутных войск.
Принцип взаимодействия авиации с Сухопутными войсками в рассматриваемый период так и не получил удовлетворительного воплощения в практику. Этот принцип окончательно утратил свое первоначальное значение - содействие наземным войскам, оставив за собой лишь то, что включает в себя понятие «взаимодействие» - согласованные действия.
Утратило свое прежнее значение и авиационное наступление. Так, в ходе авиационной подготовки атаки основные усилия авиации сосредоточиваются в глубине главной полосы обороны противника, а в ходе авиационной поддержки атаки - на уничтожении объектов за пределами досягаемости тактических ракет и артиллерии. Все это значительно сузило область тактического взаимодействия авиации с наземными войсками, так как сфера действий авиации все в большей степени смещалась в глубину, соответственно отодвигая непосредственно от переднего края область оперативного взаимодействия Военно-воздушных сил и Сухопутных войск.
Таким образом, боевое применение авиации в общевойсковых операциях с момента ее появления и до начала 70-х годов осуществлялось в рамках принципа «тесное взаимодействие авиации с Сухопутными войсками». Лишь на короткое время (1940-42 годы) создание армейской авиации приблизило ее переход в ранг рода Сухопутных войск, то есть к реальному применению авиации решением командующего армией в качестве одного из средств ведения общевойсковой операции. Но несмотря на то, что большая часть вылетов авиации за годы Великой Отечественной войны была выполнена для содействия наземным войскам в тактической зоне, ее боевое применение не выходило за рамки принципа взаимодействия с наземными войска-ми: решение на ее использование применялось общевойсковым командиром не самостоятельно, а по согласованию с командиром авиационного соединения.
С поступлением на вооружение в середине 70-х годов боевых вертолетов и возрождением штурмовой авиации вопросы авиационной поддержки Сухопутных войск получили практическое претворение и вновь стали решаться общевойсковыми органами управления. Отечественный опыт боевого применения авиации в локальных войнах и конфликтах показывает, что долевое участие авиации в общем объеме огневых задач армейской операции составляет на сегодняшний день около 40-45% и имеет место тенденция к росту этого показателя. По опыту операций группировок войск США и НА-ТО в последнем десятилетии этот показатель составил 75%. Следовательно, из всего объема задач, выполняемого ФА, и групп задач, решаемых Армейской авиацией с учетом их процентного соотношения и характера оперативного взаимодействия, в качестве одного из средств ведения армейской (корпусной) операции авиация призвана решать, в основном, огневые задачи, где приоритетной является авиационная поддержка войск.
Как одно из средств ведения операций Фронтовая и Армейская авиация организационно входят в состав Военно-воздушных сил. Сложившийся опыт оперативного взаимодействия Военно-воздушных сил и Сухопутных войск предполагает директивное выделение в распоряжение Командующего общевойсковой армии летного ресурса, что предусматривает принимать решение на использование сил авиации в армейском (корпусном) звене, а боевые действия сил фронтовой и армейской авиации организовывать по решению командующего армии ВВС и ПВО. Такой же подход к организации боевого применения авиации определен действующими руководящими документами.
Вместе с тем, рассматривая формы предоставления сил авиации общевойсковому командиру, необходимо вести речь не только об авиационных частях и подразделениях, а прежде всего о их летном ресурсе, который может устанавливаться (выделятся) на операцию (бой) в целом или на сутки, день, определенный этап, задачу. Оптимальное распределение летного ресурса по плану общевойскового командующего в интересах действий своих войск, в соответствии с обстановкой и в условиях дефицита времени в настоящее время представляет собой проблемную задачу. Вызвано это тем, что достаточно большой объем задач (прежде всего огневых) применения в армейских операциях сил и средств авиацией, не являющихся средством командующего армией (командира корпуса, дивизии, полка), накладывает значительный отпечаток на подготовку операции (боя), а также процесс управления и взаимодействия разнородных сил ходе ведения боевых действий.
В течение трех последних десятилетий опыт боевого применение сил и средств ФА и АА в локальных войнах и вооруженных конфликтах нашел отражение в практике действий войск, в руководящих документах и масштабных реорганизациях. За рассмотренный период изменилось само понятие взаимодействия: содействие наземным войскам - в ее начале; согласованные действия взаимодействующих войск (сил) - на сегодняшний день. Однако, теоретические положения боевого применения авиации, содержание руководящих документов Сухопутных войск по авиационным вопросам остались на уровне ее использования в рамках тесного (тактического) взаимодействия с наземными войсками. Анализ действующих руководящих документов, регламентирующих подготовку армейских (корпусных) операций (организацию общевойскового боя) по вопросам боевого применения авиации и руководящих документов Военно-воздушных сил, определяющих организацию боевых действий частей и подразделений авиации в интересах Сухопутных войск, свидетельствует, что в них отсутствует системная проработка вопросов планирования боевого применения авиации и управления в армейских операциях. Такое положение дел с руководящими документами является следствием недостаточной проработки теоретической базы оперативного искусства Сухопутных войск в области боевого применения авиации в армейских (корпусных) операциях.
Проблемный вопрос боевого применения авиации в армейских операциях состоит в том, что возрастание роли авиации в современных операциях Сухопутных войск, их общевойсковой характер требуют решения вопросов ее боевого применения не только в рамках принципа взаимодействия Сухопутных войск и авиации, а перехода к ее применению решением командующего армией по его единоличной воле в качестве одного из средств ведения армейских (корпусных) операций; такому переходу препятствуют устаревшие положения теоретической базы в оперативном искусстве Сухопутных войск; положения руководящих документов, регламентирующих деятельность общевойсковых и авиационных органов управления по вопросам боевого применения авиации.
Решение данного проблемного вопроса позволит значительно повысить эффективность боевого применения авиации в армейских (корпусных) операциях (общевойсковом бою) и логически завершит формирование единой объемной пространственной среды ведения современных операций (боевых действий) в соответствии с современными принципами взаимодействия.