ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПАРАДИГМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 2(27)/2009
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Л.Г. ВИКТОРОВА,
И.Н. НАЙДЕНОВ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПАРАДИГМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы дистанционного образования как «олицетворения третьей глобальной революции в развитии человечества», даны оценки этому явлению, его роль в становлении личности, а также подняты проблемы развития данного вида образования в России.
Ключевые слова: образование, революция, инновация, информационные технологии.
In article questions of remote formation as «embodiments of the third global revolution in mankind development» are considered, estimations are given this phenomenon, its role in formation of the person, and also problems of development of the given kind of formation in Russia are lifted.
Keywords: formation, revolution, an innovation, an information technology.
«Участь человека - знание» П. Уоррен
На всем протяжении развития человечества образование как особый социокультурный институт осуществляло трансляцию социального, в том числе военного и культурного опыта, накопленного обществом.
Историческое наследование в обществе осуществляется, по мнению B.C. Библера, в двух формах: одна из них - культура, а другая - образование, существующие в неразрывной форме, не тождественные одна другой, но не могущие существовать друг без друга, так как именно в системе образования осуществляется культурное наследование, которое всегда соотносится с типом цивилизации.
Образование - это та социальная система, которая работает для будущего, даже создает его. Не зря Ж. Э. Ренан (1823-1892 гг.), французский писатель, филолог, историк религии утверждал, что для любого общества вопрос об образовании является вопросом жизни и смерти. В качестве примера позволим себе напомнить, что когда Советский Союз запустил в космос первый спутник Земли, американцы ответили (как сейчас принято говорить, адекватно) тем, что поставили вопрос о качестве образования.
Многие ученые уверены, что говоря об образовании, о его будущем, о путях, которыми идет школа, необходимо, прежде всего, остановиться на прогнозах самой будущей жизни человечества. В своих основных работах американский социолог Э. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых опасностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми человечество столкнется на рубеже двух веков. Однако, по мнению Тоффлера, эти исторические сдвиги, захватывая все стороны жизни людей, тем не менее во многом бескровны. Ведь речь идет не о социальной революции, направленной, в основном, на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед. Главной ценностью цивилизации Первой волны является земля; киты Второй волны - это капитал, рабочая сила, средства производства; производительная сила Третьей волны - знания и информация. Символ первой цивилизации - мотыга, второй - конвейер, третьей - компьютер. Тридцать лет назад Тоффлер прямо писал: «Мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Новая цивилизация сейчас зарождается в наших жизнях. Это явление, обладающее огромной взрывчатой силой, столь же глубокое, как и Первая волна перемен, вызванная 10000 лет назад становлением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая волна перемен, связанных с промышленной революцией. Мы - дети грядущей трансформации то есть Третьей волны». Тоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриального общества:
- информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические, в том числе и Маркса, трудовые теории стоимости;
- индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования;
- работа. Трансформация «труда» в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легко воспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй волны, исчезновение различий между работой и неработой;
- инновационный характер жизни в целом («Конкурентоспособно только обновляющееся»);
- масштабы, разукрупнение организаций-гигантов. Тысячи рабочих (служащих), толпящихся в 8 утра у проходной, - отмирающий образ. Вместо больших коллективов маленькие подвижные команды;
- организация, взамен пирамидальных, монолитных структур управления Второй волны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способы управления, управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления;
- инфраструктура, самое инвестиционно емкое и эффективное направление трансформаций. Предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи;
- ускорение. «Старая пословица «Время - деньги» изменяется в сторону смысла: «каждый последующий час дороже предыдущего».
Мир стремительно меняется. Одна цивилизация приходит на смену другой.
Меняется и система передачи опыта, накопленного человечеством, подрастающему поколению. На протяжении всего существования человечества эта система, говоря современным языком, система образования пережила три революции:
- первая связана с изобретением письменности (в 3100 г. до н.э. в Шумере), которая позволила отделить информацию от ее носителя;
- вторая - с изобретением книгопечатания (в 1550 г. Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок), что позволило тиражировать информацию и сделать ее широкодоступной;
- третья - с появлением компьютера (1942 г. и затем в 1947 г.- транзистора, 1951 г.- цветного телевидения, 1978 г. - видеодисков).
И как каждая революция, она влечет за собой коренные изменения в сфере образования, которая находится на переломном этапе своего развития. Именно сейчас образовательная система в России, как и во всем мире, ищет новые формы, новые цели, которые необходимо реализовывать на современном этапе. По мнению Э. Тофлера, «школа продолжает сохранять черты конвейерной организации труда этапа становления индустриального общества. Предназначенная для массового производства, функционирующая как фабрика, управляемая бюрократически, защищаемая могущественными профсоюзами и политиками, зависимыми от учительского электората, американская школа в точности отражает состояние экономики 20-х годов XX века. Лучшее, что о ней можно сказать, это что она не хуже, чем школы большинства других стран.
В то время, как бизнес подталкивается к ускоренным переменам безжалостной конкуренцией, государственные школы представляют собой хорошо защищенную монополию. Родители, учителя-новаторы и средства массовой информации взывают к переменам. Тем не менее, несмотря на растущее число экспериментов в области образования, оно сохраняет свою основу - школу «фабричного типа», рассчитанную на нужды индустриальной эпохи.
Может ли образовательная система, движущаяся со скоростью 10 миль в час, готовить выпускников для вакансий в компаниях, чья скорость составляет 100 миль в час?»
В результате массы людей с регулярностью метронома вставали, съедали завтрак, ехали в офис или на фабрику, отрабатывали стандартную смену, потом ехали домой в час пик, ужинали, смотрели телевизор - все это более или менее синхронно с другим населением.
Стандарты «фабричной» расфасовки времени распространялись и на все другие сферы жизни. Практически все конторы индустриального века работали по твердым стандартным графикам, точно так же, как и фабрики. Школы готовили поколения будущих работников: детей приучали к заведенному раз и навсегда порядку и дисциплине. В Америке детей, усаженных в желтые школьные автобусы, незаметно приучали к поездкам на работу и обратно точно вовремя. В самих школах дети жили (и до сих пор живут) по звонку, отмеряющему время на одинаковые отрезки для уроков и перемен. Все это имеет прямое отношение и к высшей школе.
Образование, как считает Б.Ю. Щербаков, продолжает строиться, прежде всего, как репродуктивная информационная модель. Имеет место установка на стандартизацию знаний, личностных качеств и поведения.
В появлении информационных технологий многие ученые увидели возможность преодоления кризиса образования. Другие же считают, что компьютер не вносит ничего нового в образование. Некоторые ждут от информатизации школы избавления от всех трудностей и противоречий, другие же считают, что компьютеры полностью уничтожают содержательную и гуманистическую направленность педагогического процесса, так как главное в учебном процессе - воспитание личности. Где же выход? Какие же ростки инновационных преобразований в системе образования рождаются в нашей стране в пространстве современной образовательной парадигмы? Одной из педагогических инновационных технологий можно считать идею университетских округов, высказанную В. Садовничим, ректором МГУ, президентом Российского Союза ректоров на встрече группы ректоров с В.В. Путиным. Что понимается под университетскими округами? Это:
− во-первых, объединение ряда учебных заведений вокруг ведущего университета; − во-вторых, это средство консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (дошкольное учреждение - школа - вуз - учебное подразделение повышения квалификации и переподготовки кадров), так и по горизонтали (в масштабах района, области, края, республики);
− в-третьих, это обеспечение взаимодействия образовательных учреждений со всеми заинтересованными организациями и общественными силами;
− в-четвертых, это наиболее адекватная современному этапу научно-технологического развития форма повышения интеллектуального и материального потенциала самого образования.
Создание такого учебного комплекса - чрезвычайно сложное дело.
Необходимо не только зафиксировать де-юре и де-факто каждый из элементов этой системы, но и «связать» их вместе в единую систему, что потребует синхронизации образовательных процессов, учебных планов, то есть всех структурных и функциональных компонентов педагогических систем, входящих в университетский округ.
Следующей быстро развивающейся педагогической инновацией является дистанционное обучение, базирующееся на современных информационных технологиях и использующее современные средства коммуникаций (телевидение, видео, и аудио-средства обучения, компьютерные глобальные и локальные сети, Интернет), также являющиеся одной из инновационных технологий.
Дистанционное образование олицетворяет третью глобальную революцию в развитии человечества.
На протяжении столетий образование осталось наиболее консервативной областью человеческой деятельности, наименее подверженной изменениям: столетиями объем знаний возрастал, а технология передачи информации оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась. Объективные условия развития современного общества диктуют новые требования к содержанию и формам передачи знаний. Как следствие, появились новые педагогические инновационные технологии, основанные на дистанционных формах обучения.
Вместе с тем для современного мирового общества идея дистанционного обучения неоригинальна. С 1938 г. существует Международный совет по заочному образованию - одна из старейших международных образовательных организаций, которая с 1982 г. известна как Международный совет по дистанционному образованию (ICDE). Появился новый термин «глобальное образование», который подразумевает целостную систему международного высшего образования, включающую традиционные общие компоненты, но на новой технологической основе.
При этом необходимо учитывать, что в современных условиях во всем мире экспорт образовательных услуг несет не только социокультурную, но и экономическую нагрузку. К примеру (по данным Института международного образования), в США в прошлом году обучались 453 787 иностранных студентов. Занимая 5 место среди крупнейших «экспортеров» образовательного продукта, американцы ежегодно получают в казну 7 млрд. долл. Большая часть иностранных студентов - 57 % представляют Азию, и лишь 15% - Европу. Сегодня высшее образование в США называют «100 -миллиардным бизнесом», составляющим 2,7% валового национального продукта.
Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о необходимости наращивания усилий в развитии отечественного образования и его экспорта.
За период своего развития технология дистанционного обучения прошла несколько этапов становления.
Первый этап - форма дистанционного образования, в которой обучение организуется по схеме «педагог - один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателем и учащимся здесь немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры. Количество специалистов, обеспечивающих эту форму дистанционного образования, ограничено, а большинство компонентов ее обеспечения автономны и независимы друг от друга. На данном этапе отсутствовали системность и комплексность в применении дистанционных средств обучения.
Второй этап развития дистанционного образования условно можно обозначить: «педагог - множество учеников». Его оформление произошло благодаря организации в процессе дистанционного обучения односторонней связи, то есть без обратного компонента. На данном этапе стали увеличиваться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.
Третий этап развития дистанционного обучения характеризуется появлением с начала 80-х годов и дальнейшим ростом популярности глобальной сети Internet. Его влияние стало столь огромным, что связь «многих со многими» и система обмена знаниями стали общими. Число «поставщиков» информации увеличилось, несмотря на временные и географические ограничения. С начала 90-х годов число пользователей Internet бурно растет.
Сегодня можно говорить о четвертом - интегрирующем этапе развития дистанционного образования, основанном на комплексной - виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм дистанционного образования. Его основу составляют развивающиеся средства доставки информации благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем (интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи), которые позволяют максимально быстро передать любые формы информации в любую точку земного шара.
Дистанционное обучение позволяет самостоятельно выбрать удобное место, время и темп обучения, а также получить образование лицам, лишенным возможности в силу разных причин получить его традиционно (болезнь, отдаленное место жительства и т.д.). В сфере высшего образования использование дистанционного обучения растет с каждым годом, особенно в регионах.
В соответствии с приказом Министерства образования РФ в России проводился эксперимент в области дистанционного образования в течение пяти лет. Результатом этого эксперимента стало появление очень важного документа «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», утвержденный Президентом РФ 10 января 2003 г. за № 11-ФЗ. В этом документе отмечается, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
В настоящее время многие ученые размышляют на тему адекватности образовательных систем особенностям нарождающейся цивилизации. В какой мере декларируемая в педагогической науке полипарадигмальность образования конгруэнтна вызовам цивилизации третьей волны? Это положение особенно актуально для военного образования.
Представляется, что дистанционное образование может стать одной из распространенных технологий, в рамках которой осуществляется принцип образования не на всю жизнь, а через всю жизнь.
Новая цивилизация с ее свободным режимом работы для многих работающих, с исчезновением конвейерного типа жизни, с появлением мобильных временных коллективов потребует такого же мобильного, не связанного рамками традиционных форм профессиональной подготовки, образования. Дистанционное образование наиболее отвечает этим требованиям, так как дистанционные технологии позволяют решать задачи формирования творческой личности, служат ее свободному развитию. Дистанционные технологии обучения более конгруэнтны по отношению к субъектам образовательного процесса. Как утверждает Б.Ю. Щербаков, вопрос методологии и методики применения дистанционных технологий стоит очень остро, т. к. они обеспечивают индивидуальный подход, большой объем информации, красочно и мультимедийно оформленной, более глубокое изучение, разнообразие учебного процесса, изменение форм обучения. Слушатель имеет возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, что самое главное, т. к. программы дистанционного обучения ориентированы на высокий уровень самосознания к самообразовательной деятельности. Дистанционная технология обучения имеет гибкий характер, что позволяет ему стать основой индивидуализации обучения, ориентированной на конкретные цели каждого учащегося. Содержание обучения может вариативно «достраиваться» обучающимся, используя информационную базу образовательного контента и режим самоконтроля, в любом объеме. Дистанционные технологии позволяют формировать современную, самостоятельную, творческую личность, способную жить в новой цивилизации.
Развитие современной системы дистанционного обучения отвечает тенденциям, происходящим в мировой системе образования. Его гуманистическая ориентированность на наиболее полную реализацию творческого потенциала личности связана и с традициями российского образования, с его глубокими фундаментальными задачами воспитания личности. В связи с этим можно говорить о смене образовательных парадигм, где человек воспитывается не в качестве некоего винтика социальной, политической или производственной машины, а как личность с ее приоритетом на реализацию собственных целей и мотиваций.