Сущность, формы и функции оперативно-стратегических требований к перспективным объединениям Военно-Морского Флота
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(26)/2009
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Контр-адмирал В.Л. Касатонов
Сущность, формы и функции оперативно-стратегических требований к перспективным объединениям Военно-Морского Флота
В статье излагаются проблемные вопросы предназначения, сущности, состава и необходимости применения ОТТ в процессах задания и реализации проектов боевых кораблей ВМФ, их соответствия целям и задачам, под которые строится флот.
Ключевые слова: требования, строительство, флот, определение, характеристики, свойства, правило, объединения ВМФ, модели процессов строительства, функции требований.
Несмотря на ряд доказательств необходимости применения оперативно-стратегических требований в процессе строительства Военно-Морского Флота и прямого включения обоснованных оперативно-стратегических требований в алгоритмы принятия решения в области строительства, в теории строительства Военно-Морского Флота (и в теории строительства Вооруженных сил) до сих пор нет устоявшегося определения, что такое оперативно-стратегические требования.
Слово «требование» в новейшем «Словаре русского языка» (под ред. А.П. Евгеньевой 1988г.):
- настоятельная просьба, желание, выраженное в категорической форме;
- норма, совокупность условий или данных, которым кто-либо или что-либо должны соответствовать;
- правила, налагаемые кем-либо;
- потребности, запросы;
- спрос на что-либо, нужда в чем-либо;
- официальный документ с просьбой о выдаче чего-либо или предоставление кого-либо в чье-либо распоряжение.
То же и в словаре Ожегова - «выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; правило, условие обязательное для выполнения; внутренние потребности, запросы; официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь, направлении кого-нибудь, чего-нибудь». В обоих словарях значение слова «требование» предполагает наличие субъекта (кем-либо, кто-либо), который это требование предъявляет. Субъект, управляющий строительством, может формулировать требования к объединениям и группировкам ВМФ - тогда это и «правила» и «совокупность условий и данных» или не формулировать - тогда это «спрос, нужда». Несформулированные требования невозможно применить в строительстве ВМФ, поэтому в дальнейшем будут анализироваться только сформулированные субъектом «правила, условия и данные». Понятие «условие», применительно к военной деятельности, употребляется обычно при описании внешней среды, а «данные» могут включать в себя описание «условий». В свою очередь «данные» - это свойства и характеристики. В соответствии со словарем Ожегова:
- «свойство» - это качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-нибудь или чего-нибудь;
- «характеристика» - это описание характерных, отличительных качеств, черт кого-нибудь, чего-нибудь;
- «правило» - положение, выражающее определенную закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений, правила - свод положений, установок, определяющих порядок чего-нибудь.
Исходя из этих определений - «свойство» - это «качество…», а характеристика - это «описание качеств». В описании качеств могут быть применены как их формализованные представления - числовые величины, характеризующие (характеристики) объединения и так и словесные, неформализованные описания.
Очевидно, что из всех возможных свойств и характеристик перспективного объединения в строительстве необходимы наиболее значимые, имеющие отношение к цели, для которой строится флот.
Таким образом, получаем определение: Оперативно-стратегические требования к объединениям ВМФ - это совокупность необходимых количественно-качественных характеристик, свойств, правил оперативно-стратегического уровня, которым должны удовлетворять перспективные объединения ВМФ.
Обоснованные оперативно-стратегические требования к объединениям ВМФ - это совокупность научно обоснованных необходимых количественно-качественных характеристик, свойств, правил оперативно-стратегического уровня, которым должны удовлетворять перспективные объединения ВМФ. Правила, которым должно соответствовать объединение, могут быть трех видов:
- предписывающие нечто (это могут быть и свойства и характеристики);
- ограничивающие свойства и характеристики на определенном уровне или качестве
- запрещающие определенные свойства и характеристики.
Таким образом, содержанием требований является соответствующим образом организованная информация, необходимая в строительстве ВМФ.
Очевидно, что в идеальном случае требования могли бы содержать полное, детальное описание будущего объединения, которое непосредственным образом можно было использовать как программу (план) строительства. К сожалению, это невозможно, по следующим причинам:
1. Сложность прогнозирования не позволяет строить детальное описание обстановки, неопределенность растет с увеличением срока действия прогноза. Следовательно, требования должны содержать только наиболее общие, ясно прогнозируемые свойства и характеристики долговременного действия;
2. Сложившаяся методология и практика проведения исследований для обоснования решений в области строительства предусматривает раздельное проектирование облика ВМФ (его объединений), тактических единиц и вооружения. Следовательно, для дальнейшего использования необходимо деление требований по уровням - оперативно-стратегические, оперативные, тактические, к вооружению и технике, специальные - к подсистемам управления, обеспечения, инфраструктуре, комплектованию.
3. Сложившаяся методология и практика принятия решений предусматривает, что требования не используются напрямую, а преобразовываются (соответствующими способами) в сведения об облике ВМФ, объединений, соединений, о тактико-технических свойствах и характеристиках тактических единиц, вооружения и техники. Требования используются (имеют функциональное предназначение) в рамках этапа обоснования облика, таким образом, их детализация ограничена потребностями этого этапа.
Исходя из вышеизложенного, требования не должны быть излишне детализированными, а их содержанием являются наиболее общие, необходимые, значимые свойства, характеристики, правила. Требования, как совокупность информации, занимают промежуточное положение между исходными данными и обликом объединений ВМФ. Какую информацию должны содержать требования (рисунок 1)?
I. Требования, в первую очередь, должны отражать общую цель строительства Вооруженных сил. Действующий «Закон об обороне» Российской Федерации определяет назначение Вооруженных сил - «для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации».
II. Требования должны отражать цели строительства Военно-Морского Флота и его объединений. Такими (общезначимыми) целями являются:
- создание возможности успешного применения флота, или создание действенной угрозы такого применения на этапе сдерживания;
- достижение определенного, заданного ресурсами и обстоятельствами (условиями и факторами), состояния флота по отношению к противнику;
- достижение возможности применения сил флота при любом уровне эскалации вооруженного конфликта - то есть применения как отдельных тактических единиц и их групп, так и всего оперативно-стратегического объединения в целом, а также - во взаимодействии с другими объединениями ВМФ и Вооруженных сил;
- создание объединений как целостных, сбалансированных систем, исключающих наличие слабых звеньев, в том числе в части управления, инфраструктуры, всестороннего обеспечения
- создание таких объединений (оперативно-стратегических), которые будут функциональны в течение длительного периода, в том числе выходящего за рамки возможного прогноза военно-технического и военно-политического развития.
III. Закономерности строительства Вооруженных сил и Военно-Морского Флота реализуются через применение управляющим органом принципов - обобщенных научно обоснованных положений, правил и рекомендаций, которыми следует руководствоваться в практической деятельности при строительстве ВМФ. Принципы строительства должны найти отражение в требованиях. Принципы - это обобщенные научно обоснованные положения, правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться в практической деятельности. Требования, по определению, - тоже содержат «правила».
Отличие состоит в том, что принципы - это обобщенные правила, применимые, например, ко всем перспективным объединениям или к процессу строительства в целом, а требования (на основе принципов) предъявляются к конкретным объединениям в конкретных обстоятельствах. С этой точки зрения требования содержат конкретизацию принципов.
IV. С другой стороны - требования должны отражать принципы, по которым (предполагается) будет функционировать строящийся объект. Функционирование объекта - объединения - в первую очередь предполагает применение военной силы (вооруженную борьбу), или создание угрозы такого применения на этапе сдерживания. В свою очередь, успешность применения объединений зависит от возможности применения ими принципов военного искусства. В период строительства в характеристики и свойства объединения должна быть заложено соответствие принципам применения. В строительстве нет другого «инструмента», кроме требований, который позволил бы заложить возможность выполнения этих принципов командующим, применяющим оперативно-стратегическое объединение (флот, группировки).
V. Строительство объединений не ведется обособленно, за редкими исключениями, вызванными проявлением субъективных факторов. Цель строительства - достижение определенного, заданного ресурсами и обстоятельствами (условиями и факторами), состояния флота по отношению к противнику. Следовательно, требования должны отражать характеристики и свойства вероятного противника. Более того, требования должны отражать не столько современное состояние противника (хотя и его тоже), сколько прогноз и перспективы его развития.
VI. Требования к объединениям должны обеспечить достижение возможности применения сил флота при любом уровне эскалации вооруженного конфликта - то есть применения как отдельных тактических единиц и их групп, так и всего оперативно-стратегического объединения в целом, а также - во взаимодействии с другими объединениями ВМФ и Вооруженных сил. Следовательно, требования должны быть предъявлены не только к объединениям соответствующего (оперативно-стратегического) уровня, но и к каждой их составной части - к оперативным, оперативно-тактическим, тактическим объединениям, соединениям и группам. И, кроме того, должны учитывать необходимость взаимодействия с другими видами и родами Вооруженных сил, а также с Вооруженными силами союзников и (в отдельных случаях) нейтральных государств. Таким образом, требования вышестоящего уровня являются обязательными для нижестоящего уровня.
VII. Требования должны обеспечить создание объединений как целостных, сбалансированных систем, исключающих наличие слабых звеньев, в том числе в части управления, инфраструктуры, всестороннего обеспечения, подготовки кадров. Следовательно, оперативно-стратегические требования должны касаться не только боевой подсистемы, но и подсистемы управления, всей совокупности подсистем всестороннего обеспечения, а также инфраструктуры, комплектования и подготовки кадров. Требования должны относиться ко всем подсистемам объединения ВМФ.
VIII. Задачи, стоящие перед объединениями Военно-Морского Флота весьма разнообразны. Для выполнения широкого круга задач оперативно-стратегические объединения ВМФ должны обладать весьма разносторонними, а порой и противоречивыми качествами и характеристиками. Направленность на эффективное решение задач должна быть заложена в объединения на этапе строительства. Это распространяется как на задачи мирного, так и военного времени. Требования должны учитывать возможность решения перспективным объединением прогнозируемых задач с необходимой (достаточной по прогнозу) эффективностью.
IX. Условия и факторы, влияющие на строительство ВМФ, меняясь со временем, приводят к появлению новых задач или к изменению уровня решения существующих задач. Строительство объединения должно предусматривать его длительное функционирование. Из анализа условий и факторов, влияющих на строительство известно, что новые задачи появляются быстрее, чем обновляются группировки для их решения. Следовательно, строящиеся объединения должны обладать «запасом» свойств и качеств, которые будут реализованы при появлении новых задач. И эти дополнительные характеристики и свойства (с запасом, с превышением прогнозируемой необходимости) должны быть заложены в перспективное объединение соответствующими требованиями.
Кроме того, превышение характеристик и свойств над минимально достаточным уровнем требуется по следующим соображениям:
- состав и подсистемы перспективного объединения за время существования подвержены действию различных факторов, вызывающих потери и снижение качеств - следовательно, они должны резервироваться;
- наличие и своевременное использование резервов - один из основополагающих принципов военного искусства;
- в требованиях должна быть заложена способность к модернизации, касающаяся всех подсистем объединений ВМФ.
X. Требования к перспективным оперативно-стратегическим объединениям должны быть взвешенными, реальными и учитывать как объем выделяемых на строительство ресурсов (средств), так и возможную (предельную) скорость их расходования. Требования должны быть экономически обоснованными. Это свойство, в большинстве случаев, действует как непреодолимое ограничение, носящее фундаментальный характер и играющее особую роль в строительстве. Оно оказывает непосредственное влияние и на требования к объединениям и на входные данные для выработки и обоснования требований. Отсутствие ресурсов (средств) прямо и непосредственно приводит орган управления строительством к изменению целей строительства, отказу от решения различных задач перспективным объединением, сокращению операционных зон, ограничению уровня решения задач, пренебрежению рядом принципов строительства и применения объединений, нарушению баланса подсистем и родов сил. Что и происходило до настоящего времени. Следует пояснить, что важно не только общее количество ресурсов, но и скорость их выделения (интенсивность расходования).
XI. Помимо главных, основных требований к перспективным объединениям, связанных с достижением целей строительства и решением перспективных задач, к объединениям могут быть предъявлены различные дополнительные требования, в том числе и оперативно-стратегического уровня. К таким требованиям могут относиться:
- ограничения и запреты международного, политического, правового, экологического характера и все другие ограничения, накладываемые на характеристики объединений;
- предписания международного, политического, правового, идеологического, религиозного, географического, экологического характера прямо предписывающие иметь какие-либо свойства и качества объединения;
- другие ограничения, запреты и предписания, добровольно вводимые органом управления строительством.
XII. Требования всегда предъявляет и использует субъект, управляющий строительством. Выражение «условия и факторы требуют» - не имеет смысла, они влияют на требования через субъект. При формулировании обоснованных требований субъект учитывает все значимые для него факторы и, в зависимости от них, вырабатывает решения в области строительства. Следовательно, одной из задач обоснования требований к перспективным объединениям ВМФ является ликвидация или минимизация отрицательного влияния субъективного фактора. Однако, надо отметить, что орган управления строительством ВМФ может принять такие требования к исполнению, и они также могут носить ограничивающий, запрещающий или предписывающий характер.
Форма требований определяется формами представления информации - свойств, характеристик и правил. При этом они могут быть выражены как вербально (описательно, с использованием семантических функций языка описания), так и формализовано (с использованием числовых величин и их зависимостей). Часть требований, в принципе, может быть выражена как вербально, так и формализовано, некоторые - частично вербально и частично формализовано. Орган управления строительством должен стремиться к наибольшей точности управления, к уменьшению ошибок. Вербально выраженное описание, само по себе, уже содержит ошибку. («Мысль изреченная есть ложь»). Следовательно, при выработке и обосновании требований необходимо стремиться к максимально возможной формализации требований. При этом форма представления требований должна соответствовать следующим условиям:
1. Формализованные свойства, характеристики, правила при обосновании требований должны быть приведены к такому виду, чтобы их можно было применить в процессе строительства (с минимальными преобразованиями).
2. Вербально выраженные свойства, характеристики, правила должны быть выражены ясно, не допускать двойного или чрезмерно широкого толкования.
3. Оперативно-стратегические требования должны отображать свойства и количественно-качественные характеристики соответствующего (оперативно-стратегического) масштаба. Свойства, характеристики, правила должны быть значимыми, необходимыми для объединения в целом.
4. Оперативно-стратегические требования, обоснованные для объединения в целом, должны быть применены и к его частям - частично или полностью - к объединениям и соединениям низших уровней - должны обладать свойством обязательности для всех уровней.
5. На основе требований оперативно-стратегического уровня должны разрабатываться не противоречащие им требования оперативного и тактического уровня, не оказывающие (по возможности) обратного влияния на оперативно-стратегические.
6. Информация о планируемом состоянии перспективной группировки, отраженная в требованиях должна быть реализуемой. Свойство реализуемости предполагает, что уже в ходе обоснования требований проведена хотя бы одна итерация (цикл) проверки на соответствие экономико-ресурсным ограничениям.
Требования к перспективным объединениям ВМФ, являются средством выработки управляющего воздействия (решения) в системе строительства Военно-Морского Флота. Однако, взятые сами по себе, они также представляют собой систему, взаимодействующую с внешней средой (условиями и факторами), с субъектом управления строительством и объектом - оперативно-стратегическим объединением. Это взаимодействие реализуется функциями требований в системе строительства ВМФ. Процесс строительства ВМФ (и объединений) можно рассматривать, как открытую, взаимодействующую с внешней средой систему, в составе которой (рисунок 2):
-существующее объединение ВМФ (в состоянии А), которое в процессе строительства приводится к планируемым, перспективным свойствам и характеристикам, в перспективное состояние;
- перспективное объединение (состояние В), как образ, конечное состояние, в которое надо перевести существующее объединение
- субъект, управляющий переводом объединения из состояния А в состояние В - то есть осуществляющий строительство группировки;
- управляющее воздействие субъекта на объект, принуждающий его к переходу из состояния А в состояние В;
- обратные связи - от объекта к субъекту - измерение субъектом состояния объекта управления для корректуры воздействия.
Внешняя среда (условия и факторы) воздействуют как на объект, так и на субъект управления, вызывая (через субъект) изменение управляющего воздействия.
В системе может существовать точка С - идеальное, наиболее оптимальное по отношению к внешним условиям и факторам состояние объекта. Цель действий субъекта в системе - достижение состояния В, максимально приближенного к точке (состоянию) С.
Оперативно-стратегические требования к объединению (объекту) в такой системе являются средством выработки управляющего воздействия и исполняют в этой системе следующие функции:
1. Целезадающую. Требования фактически определяют состояние объекта В, конечную точку, которой надо достигнуть системе. Без определения требований, не определив состояние В - можно только надеяться на случайное попадание в окрестности состояния В.
2. Управляющую. Требования (информация о состоянии В) прямо и непосредственно используются для выработки решения субъектом по переводу объекта из состояния А в состояние В.
3. Информационную. Требования являются отражением информации о внешней среде (условиях и факторах), воспринятой субъектом и отраженной им в его представлении о состоянии В, в которое надо перевести объект.
4. Точностную. Идеальное, наиболее оптимальное по отношению к внешней среде (условиям и факторам) состояние объекта - точка С. Но субъект выработал решение о переводе объекта в точку В, которая является оптимальной по его (субъективному) мнению. Разность между состоянием С и состоянием В - ошибка системы, вызванная неправильной реакцией субъекта на внешнее воздействие. Существует и другая ошибка - субъект, действуя неоптимально, приводит объект в состояние В с ошибкой ΔВ.
5. Прогностическую. Исходные данные для выработки требований, как правило, должны включать прогноз развития исходных данных во времени. Следовательно, и требования должны отражать соответствующий прогноз и выполнять прогностическую функцию по отношению к объекту строительства.
6. Критериальную. Субъект, пользуясь обратной связью, с некой периодичностью измеряет промежуточные состояния объекта на пути между А и В, для оценки и корректуры своих действий. При этом он руководствуется необходимостью привести объект в состояние В и для проверки правильности своих действий использует свое представление об этом состоянии - то есть требования к перспективному объединению
7. Ограничительную. Требования содержат информацию об ограничениях, которые не могут быть преодолены органом управления - как по ресурсно-экономическим причинам, так и по военно-техническим.
8. Иерархическая. Объект (объединение) представляет собой сложную иерархическую систему, в которой явно выделяются уровни - оперативный, оперативно-тактический, тактический, уровень вооружения и технических средств. В общем случае, в строительстве Военно-Морского Флота, строительством этих уровней управляет тот же субъект. Для каждого объекта младшего уровня он определяет, исходя из анализа факторов и условий, необходимое состояние Вi, в которое, по мнению субъекта необходимо перевести меньший по иерархии объект. При этом состояние В высшего по иерархии объекта может быть достигнуто, только при правильном согласовании состояний Вi его составных частей. Из этого следует, что требования к объекту высшего уровня должны быть обязательными к исполнению на младшем.
9. Функционально-иерархическая. Объект (объединение), обладает, кроме иерархии, функциональной разносторонностью. Как правило, в составе объекта можно выделить иерархически обособленные и функционально связанные подсистемы - ударную (боевую), управляющую, обеспечивающую, обслуживающую (инфраструктуру) и так далее. По аналогии с иерархической функцией - каждую подсистему субъект ведет к состоянию Вj, а общее состояние В объект достигнет при четком согласовании Вj c В.
Модель позволяет легко показать значение и актуальность выработки обоснованных требований к объекту (перспективным объединениям Военно-Морского Флота). Не выработав требования вообще - субъект не знает куда, по какому вектору, к какому состоянию вести объект. Выработав необоснованные, ненаучные или чисто субъективные (волюнтаристские) требования к объекту, субъект увеличивает ошибку и не попадает в ближайшее окружение идеального, наиболее оптимального по отношению к внешней среде состояния С. Проблема приближения состояния В к С - основная научная проблема теории строительства ВМФ. Основания классификации требований могут быть различными (рисунок 3). Очевидно, что по своему уровню или масштабу объекта приложения требования могут быть:
- оперативно-стратегическими - к соответствующим объединениям;
- оперативными - к оперативным объединениям;
- оперативно-тактическими - к оперативно-тактическим объединениям;
- тактическими - к тактическим соединениям, группам и отдельным единицам;
- тактико-техническими - к оружию, его носителям, а также к средствам управления и обеспечения;
- специальными - к различным частям подсистем управления и всестороннего обеспечения, инфраструктуры, комплектования.
По типу подсистемы, на которой сосредоточены требования:
- к ударной составляющей (поисково-ударной)
- к управляющей подсистеме
- к подсистемам всестороннего обеспечения
- к инфраструктуре
- к системе комплектования и подготовке кадров
- общие.
По форме представления требований:
- качественные - формализуемые и неформализуемые;
- количественные.
Количественные - в зависимости от физического значения величин могут быть временными, пространственными, и характеристиками боевого потенциала; в отношении противника - относительными и абсолютными; по степени повторяемости - статистические, вероятностные, постоянные и переменные. Количественные данные могут иметь вид диапазонов возможных (вероятных) значений, величин вместе с характеризующими их вероятностями возникновения, или величин с графиками (таблицами) их распределения по времени или в пространстве. По степени соответствия главному назначению объединения (целям и задачам):
- основные - связанные с решением задач (достижением целей) мирного и военного времени;
- дополнительные - не связанные напрямую с основным требованием, но существенно влияющие на соответствие группировки основному требованию;
- другие - не вошедшие в первые две группы.
По ограничивающей функции - запрещающие, ограничивающие, предписывающие. Кроме того, требования к объединениям зависят от времени (перспективы), на которое их обосновывает орган, управляющий строительством. Как правило, это время зависит от использованных прогнозов и, соответственно, требования могут быть:
на короткосрочную перспективу;
на среднесрочную перспективу;
на долгосрочную перспективу.
Таким образом, содержанием требований является соответствующим образом организованная информация, отражающая цели строительства Вооруженных сил и Военно-Морского Флота; прогнозируемые задачи и необходимые уровни их решения; принципы строительства ВМФ; принципы военного искусства и применения объединений ВМФ; состав, состояние и перспективы развития вероятных противников и союзников; необходимый уровень резервирования состава и характеристик объединения; трансформационные свойства объединения; требования, порождаемые необходимостью взаимодействия с другими видами и родами Вооруженных; необходимые характеристики и свойства подсистем объединения; все виды ограничений, предписаний, запретов, действующих в отношении перспективного объединения. Требования могут быть представлены в вербальной и формализованной формах в виде описания свойств, количественных и качественных характеристик, правил, ограничений, запретов и предписаний. Научно обоснованные оперативно-стратегические требования к перспективным объединениям ВМФ могут существенно повысить эффективность строительства ВМФ и потенциальные возможности перспективных объединений ВМФ.