Эмоциональная устойчивость как фактор формирования психологической готовности к военной службе
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(26)/2009
Т.В. Маркелова,
кандидат психологических наук, доцент;
М.В. Ефимов
Эмоциональная устойчивость как фактор формирования психологической готовности к военной службе
Неполный учет командованием воинских частей особенностей формирования психологической готовности моло-дых солдат к военной службе, которая в форме эмоциональной устойчивости закладывается задолго до прихода солдата в воинский коллектив, является основной причиной многих форм недисциплинированности.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психологическая готовность, неуставные взаимоотношения, воинский труд, офицерский состав, воинский коллектив, эмоции, модальность эмоций.
Активно проводимая в нашей стране военная реформа приносит первые положительные плоды: повышаются статус и благосостояние человека в погонах, совершенствуется боевая выучка войск. Вместе с тем, наряду с положительными результатами остается широкий спектр нерешенных проблем. Нередки случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими, случаются побеги из воинских частей, происходят самоубийства, что негативно сказывается на уровне боевой подготовленности солдат, психологической готовности к воинскому труду. Одной из причин сложившегося положения, наряду с низким качеством призывного контингента, отсутствием у значительной части офицерского состава мотивации к индивидуальному подходу в воспитательной работе с подчиненными, является неполный учет руководящим составом особенностей формирования психологической готовности солдат молодого пополнения к военной службе. Часто имеет место административный подход, ограничивающийся профилактическими мерами. В ситуации, когда меры административного характера не приносят желаемого результата, встает вопрос об альтернативном взгляде на проблему адаптации и успешного прохождения службы солдат по призыву. Реализацией такого взгляда, по нашему мнению, могла бы стать программа формирования психологической готовности к военной службе, особенно ее эмоционального компонента, в ходе допризывной подготовки и на курсе молодого бойца.
Под психологической готовностью мы понимаем условие целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности, при которой возможности психики человека, концентрирующиеся в нем, достигают высшей степени. Психологическая готовность проявляется перед выполнением профессиональной деятельности, при ее выполнении и завершении. Психологическая готовность имеет сложную динамическую структуру и представляет собой совокупность интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами деятельности.
В расстановке акцентов при формировании психологической готовности военнослужащих и их успешной адаптации к военной службе в качестве приоритетного мы выделяем эмоциональный компонент, который тесно связан с другими ее структурными элементами, обеспечивает оптимальное напряжение, общую активацию организма на предстоящую деятельность, побуждает и направляет ее, участвует в регуляции поведения. Как приоритетный эмоциональный компонент психологической готовности мы выделяем по следующим причинам:
1. Эмоции служат регулятором мыслительной деятельности и являются предпосылкой успешности обучения. Так, например, такие базовые эмоции, как страх, печаль, гнев подавляют познавательную активность субъекта. По словам С. Л. Рубинштейна: «Всякая реальная эмоция обычно представляет собой единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, поскольку она включает в себя в той или иной мере и волевые моменты, влечения, стремления, поскольку вообще в ней в той или иной мере выражается весь человек»1.
2. Эмоции раскрывают посредством субъективного представления потребностное значение предстоящей деятельности. Они являются выразителями успехов и неудач в ее выполнении, отражая, таким образом, соотношение между мотивом и реализацией отвечающей этому мотиву деятельности. Так, Б. Ф. Ломов2 указывал, что эмоциональный фон связан с мотивами, оценивающими предыдущую деятельность. Удачная в прошлом деятельность обуславливает мотивы уверенности в результатах работы, повышенный интерес, предопределяет предварительную адекватную мобилизацию функций организма, характеризующих готовность к работе. Настроение, обусловленное бывшими в прошлом неудачами, способствует возникновению отрицательных эмоций, чувства боязни деятельности, нежелания работать и т. п.
3. Эмоции человека неразрывно связаны как с потребностно-мотивационной сферой, так и с волевыми аспектами деятельности. Связь эмоции, воли и мотивации убедительно раскрывает С. Л. Рубинштейн: «Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер»1. Ученый видит общие истоки у воли и эмоции - в потребностях. Поскольку человек осознает предмет, от которого зависит удовлетворение его потребности, у него появляется направленное желание. Поскольку он испытывает саму эту зависимость в удовольствии и неудовольствии, которое предмет ему причиняет, у человека формируется по отношению к нему та или иная эмоция. Б. Ф. Ломов2 к влиянию волевых характеристик относит часто наблюдающуюся картину диссоциации между характером эмоций и профессиональной деятельности военнослужащих, когда высокая степень эмоциональных реакций не сопровождается нарушением требуемого уровня профессиональной работы. Он отмечает, что в практике военного труда воспитание и формирование волевых качеств является наиболее действенным способом направленного управления эмоциями.
4. Эмоциональный фон с преобладанием эмоций, имеющих отрицательную модальность, порождает состояние эмоциональной напряженности, как реакции защиты организма. Напряженность в свою очередь негативно сказывается на операторской деятельности, к которой относятся и многие военные специальности: водители, механики - водители, операторы противотанковых управляемых ракет и т. д. При этом происходит ослабление сознательного контроля, ухудшение показателей психофизиологических функций, познавательных психических процессов и поведенческих реакций. При эмоциональной напряженности эвристические операции обычно исчезают и заменяются выполнением шаблонных, стереотипных операций. Напротив, такие эмоции, как радость и интерес в пределах небольшого повышения способствуют более качественному выполнению осуществляемой деятельности3. Г. Бреслав4 выделяет по критерию модальности эмоций два основных аспекта их дезорганизующего влияния на поведение: 1) на самого индивида (печаль, депрессия); 2) на людей и окружающую среду (гнев, страх). Автор акцентирует внимание на особом разрушительном воздействии страха, который может не только парализовать деятельность человека, но и активно заражать других людей.
Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу5 свидетельствуют, что у солдат, не справившихся со страхом, появляются неврологические расстройства, напоминающие переутомление, раздражительность, напряженность и повышенную реактивность в отношении слабых раздражителей. Эти состояния сменяются состоянием «эмоционального истощения», следствием которого становится вялость, апатия, психическая и физическая заторможенность, безразличие.
5. Эмоции играют важную роль в продуктивном общении, установлении психологического контакта, осуществлении совместной деятельности. Актуальным, особенно в условиях боевых действий становится утверждение Х. Линдеманна, что «Отрицательные эмоции нарушают процессы запоминания, рассеивают внимание, увеличивают время реакции. Следовательно, негативные моменты в личных взаимоотношениях, обостряясь при внезапном осложнении обстановки, могут понизить эффективность индивидуальной и общей деятельности»6.
Основным критерием, определяющим сформированность эмоционального компонента психологической готовности, по нашему мнению, является эмоциональная устойчивость, описываемая В. Л. Марищуком в совместной работе с К. К. Платоновым7 как способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной деятельности. Он включает в эмоциональную устойчивость еще способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять деятельность без напряжения, несмотря на стрессовые воздействия.
Е.А. Милерян8 описывает эмоциональную устойчивость с двух позиций: первая - невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека; вторая - способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым выполнение необходимых действий.
По мнению О. А. Черниковой, эмоциональная устойчивость спортсмена «выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции… достигают оптимальной степени интенсивности… это положительные, активные спортивные эмоции, а не какие-либо другие, имеющие устойчивую направленность на решение спортивных задач»9. Я. Рейковский10 трактует эмоциональную устойчивость как способность возбужденного человека оставаться постоянно в рамках направления своей деятельности, адекватно функционировать и контролировать выражение эмоций. Он полагает также, что высокая степень эмоциональной устойчивости свойственна некоторым лицам в силу их низкой эмоциональной чувствительности, включая этот параметр в определение.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что эмоциональная устойчивость может рассматриваться как свойство личности и является основным элементом эмоционального компонента психологической готовности к военной службе. Она играет важную роль в управлении эмоциями, сохранении высокой работоспособности, обучаемости, нивелировании дезорганизующего влияния отрицательных эмоций при прохождении военной службы.
Армейская действительность предъявляет особые требования к личностным качествам военнослужащих, особенно начинающим проходить службу в рядах Вооруженных Сил. Прибывая в часть, солдат молодого пополнения испытывает всю гамму отрицательных эмоций: печаль по поводу расставания с родственниками и близкими, страх перед возможными трудностями военной службы и пресловутой дедовщиной, гнев и раздражение по поводу фрустрированности в удовлетворении обычных для гражданской жизни потребностей. Все вышеперечисленное естественно затрудняет процесс адаптации, и проявляется в ослаблении внимания, памяти, мышления, скованности движений, потери цели в связи с затруднением протекания контролирующих и регулирующих функций сознания. Решением проблемы постоянно отрицательного эмоционального фона, гнетущих мыслей, депрессивных состояний может стать программа формирования эмоциональной устойчивости, осуществляемая в рамках воспитательной работы и общественно - государственной подготовки солдат молодого пополнения.
В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс мероприятий, направленных на обучение военнослужащих методам контроля и нейтрализации отрицательных эмоций, нарушающих процесс формирования психологической готовности к военно-профессиональной деятельности.
Работа по коррекции общего эмоционального фона велась в двух направлениях: обучение способам эмоциональной саморегуляции и разъяснение механизма возникновения и нейтрализации отрицательных эмоций.
Первое направление реализовывалось посредством практического обучения контролю эмоциональных состояний путем самостоятельной регуляции мышечного тонуса, управления вниманием, оперирования представлениями, овладения словесными внушениями, формирования позитивных установок к деятельности, управления ритмом дыхания. Акцент делался на таких методах эмоциональной саморегуляции, как функциональная музыка, библиотерапия, управление дыханием, активная нервно-мышечная релаксация, и аутогенная тренировка. Главными критериями при отборе методов являлись простота и действенность, так как формирование эмоциональной устойчивости, по нашему мнению, подразумевает не только проведение, но и обучение методам саморегуляции для последующего самостоятельного активного применения в ходе повседневной служебной деятельности. Поэтому учитывались возрастные (18-22 года) и образовательные (9-11 классов) особенности призывного контингента. Автор исходил из того, что владение методами регуляции эмоций позволяет военнослужащему самому, без посторонней помощи находить решения проблемных ситуаций в служебной деятельности. Широта спектра и качество владения такими методами солдатом молодого пополнения, позволяет говорить о формировании эмоциональной устойчивости.
Второе направление осуществлялось в виде проведения тематических бесед с военнослужащими, и являлось по существу теоретическим подкреплением первого. В частности, упор делался на разъяснение механизмов действия самовнушения, негативной роли отрицательных эмоций в физиологическом, коммуникативном, деятельностном аспектах. Теоретической основой психологии управления конкретными негативными эмоциями явились научные взгляды М. Арнольда, Д. Гассона, К. Изарда.
В эксперименте участвовало 38 человек - солдаты молодого пополнения частей Нижегородского гарнизона в возрасте от 18 до 22 лет, со средним и неполным средним образованием, русские. Контроль за динамикой эмоционального состояния военнослужащих в процессе эксперимента осуществлялся с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла (форма С). Данные первичной психодиагностики были получены в начале эксперимента, когда срок службы составлял несколько дней по прибытии в военкомат. После полуторамесячной (40 дней) всесторонней подготовки на курсе молодого бойца те же показатели фиксировались повторно. Для оценки степени сформированности психологической готовности к военной службе был применен метод экспертных оценок показателей успеваемости, несения внутренней службы, дисциплины молодых воинов. В качестве внешних экспертов были привлечены 8 офицеров, непосредственно участвовавших в учебное-воспитательном процессе. Оценки проставлялись по пятибалльной шкале и были объединены в средний интегральный показатель успешности деятельности - I.
Таким образом, было получено два массива данных, при выборке n=38, при факторе достоверности опросника Кеттелла MD≤9 для лиц проходивших курс молодого бойца весной 2006 года.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена Rs по факторам, в наибольшей степени отражающих сущность эмоционального компонента психологической готовности:
- фактор А (общительность);
- фактор С (эмоциональная устойчивость);
- фактор О (тревожность);
- фактор Q3 (самоконтроль);
- фактор Q4 (напряженность).
Результаты по факторам сопоставлялись с интегральным показателем успешности деятельности. Теснота и направление корреляционной связи определялись фактором С, описывающем способность владеть собой, управлять своими эмоциями, их адекватность, оптимальную работу в группе, устойчивость к фрустрации.
Полученные данные сопоставлены с результатами контрольной группы, объем выборки 50 человек, диагностика проводилась по завершении курса молодого бойца (опросник Р. Кеттелла). Коррекционных мероприятий в контрольной группе не осуществлялось.
Таблица - Результаты исследования испытуемых 16-ФЛО-105 Р. Кеттелла
Фактор |
Ср. балл в начале эксперимента |
Rs1 по фактору С |
Ср. балл в конце эксперимента |
Rs2 по фактору С |
Ср. балл в контрольной группе |
А |
3,8 |
0,28 |
6, |
0,7 |
5, |
С |
5, |
- |
7,0 |
- |
6, |
О |
7, |
0,58 |
5, |
0,80 |
6,5 |
Q |
5,6 |
0,65 |
7,0 |
0,7 |
7, |
Q |
7,8 |
0,4 |
5,8 |
0,78 |
7, |
Iср |
3,7 |
0,7 |
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать следующие выводы.
1. Эмоциональное состояние призывников на начальном этапе обучения близко к нестабильному, присутствует низкая толерантность к эмоциогенным факторам, неуверенность в себе, высокая утомляемость, беспокойность, тревожность, легкая ранимость, чувствительность к реакциям окружающих, слабый самоконтроль, небрежность, невнимательность. Корреляция факторов О, Q4 с фактором С отрицательная, умеренная, при r, соответствующем высокой степени статистической значимости р≤0,01. Корреляция фактора Q3 с фактором С положительная, умеренная, при r, соответствующем высокой степени статистической значимости р≤0,01. Корреляционная связь фактора С с фактором А слабая, присутствует тенденция достоверной связи.
2. После оказания целенаправленного влияния на эмоциональное состояние юношей в процессе прохождения курса молодого бойца отмечается повышение показателей факторов А (общительность), С (эмоциональная устойчивость), Q3 (самоконтроль), и снижение факторов О (тревожность), Q4 (напряженность), что позволяет говорить о положительной динамике в степени адекватности эмоционального восприятия ситуации, устойчивости к фрустрационным ситуациям, общей уверенность в себе, своих возможностях, способности регулировать свою деятельность, свое эмоциональное состояние, увеличении показателей самоконтроля, собранности, активности.
3. По сравнению с контрольной в экспериментальной группе отмечается значительное увеличение общительности, эмоциональной устойчивости, снижение тревожности и напряженности.
4. Ввиду увеличившейся тесноты связи между факторами (сильная положительная связь Rs2 от 0,71 до 0,80), а также высокой положительной корреляционной связи с интегральным показателем Rs2=0,73, можно говорить о высокой степени влияния формирования эмоциональной устойчивости на уровень общительности, напряженности, тревожности и самоконтроля военнослужащих в повседневной и служебной жизнедеятельности, а также на общую психологическую готовность, выражающуюся в степени успешности деятельности по критериям успеваемости по предметам боевой подготовки, дисциплине и несении внутренней службы.
Таким образом, апробированная программа психологического обеспечения курса молодого бойца положительно влияет на динамику формирования психологической готовности военнослужащих по призыву к защите Родины. Коррекционно-профилактическая работа с отрицательными эмоциями позволяет снизить стрессовую нагрузку на военнослужащих в начальный период военной службы, повышая уровень успеваемости, дисциплинированности и выполнения обязанностей внутренней службы, влияя тем самым и на морально-психологический климат в коллективе. Формирование эмоциональной устойчивости способствует успешному овладению военнослужащим профессиональными знаниями, навыками и умениями, позволяет регулировать волевые и мотивационные аспекты жизнедеятельности, устанавливать психологический контакт и эффективно общаться с сослуживцами. В результате это служит значимой предпосылкой повышения самооценки, уверенности в себе, своего социального статуса в воинском коллективе, реализованности в военно-профессиональной деятельности.
Примечания:
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - т. 2, М.: Педагогика, 1989. - 354 с.
-
Ломов Б. Ф. Общая характеристика проблем космической психологии // Психологические проблемы космических полетов.- М.: Наука, 1979. - С 28.
-
Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.
-
Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004. - 544 с.
-
Гельгорн Э., Лувборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. - М.: Мир, 1966. - 672 с.
-
Линдеманн Х. Система психофизического саморегулирования. - М.: РЭНАР, 1992. - 205 с.
-
Марищук В. Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. Н. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. - 123 с.
-
Милерян Е. А. Психологический отбор летчиков. - Киев, 1989. - 149 с.
-
Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям. // Психологические вопросы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - С. 3-13.
-
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.