Система предупреждения о ракетном нападении тенденции и проблемы развития

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6,7/1992

СТРАТЕГИЯ

Система предупреждения о ракетном нападении: тенденции и проблемы развития

Генерал-лейтенант В. М. СМИРНОВ

Полковник В. Ф. ГРИНЬКО

ТЕРМИН «система предупреждения» в настоящее время используется для определения роли информационных систем и методов обработки формируемых ими данных, которые используются для предупреждения руководства государства о готовящемся нападении (факте нападения) путем обнаружения стартов баллистических ракет (БР) или других признаков, с высокой степенью достоверности свидетельствующих о применении противоположной стороной стратегических наступательных сил (СНС). Решение этой задачи является важнейшим элементом общего процесса стратегического предупреждения и существенно влияет на организацию современной обороны СНГ.

Наличие у обороняющейся стороны системы предупреждения о ракетном нападении обеспечивает большие потенциальные преимущества, которые определяются в основном минимизацией риска (ущерба) в случае внезапного ракетно-ядерного удара. Более того, она приобретает возможность выбора как средств, так и вариантов ответных действий. И все-таки наибольшее превосходство обороняющиеся приобретают за счет того, что противоположная сторона лишается преимуществ, обусловленных внезапностью нападения, и рискует получить ущерб на неприемлемом уровне в результате ответно-встречного (ответного) удара. Именно поэтому «хорошая» система предупреждения о ракетном нападении является одним из самых мощных факторов сдерживания агрессора от применения ракетно-ядерного оружия. При этом уместно отметить тот факт, что необходимый уровень развития системы предупреждения определяется в первую очередь уровнем развития стратегических наступательных вооружений эвентуального противника и взглядами его военно-политического руководства на характер и способы ведения войны.

Для полного соответствия системы предупреждения своему предназначению прежде всего необходимо, чтобы она в полном объеме отвечала современным требованиям. К основным из них, по нашему мнению, следует отнести следующие. Первое. Система предупреждения должна обеспечивать возможность контроля всех возможных районов стартов БР противника и направлений ракетно-ядерных ударов (глобальность контроля). Второе. Осуществление непрерывного контроля за наступательными стратегическими вооружениями противоположной стороны, не зависящего от явлений, изменяющихся во времени. Третье. Обеспечение достоверности формируемой информации предупреждения (высокая степень вероятности правильной классификации наблюдаемых событий при низкой частоте ложных тревог). Четвертое. Обладание высокой помехоустойчивостью и возможностью автоматизированного определения факта преднамеренного воздействия на ее средства помех и других видов подавления. Пятое. Достоверное сообщение о нападении и определение страны-агрессора. Шестое. Соответствие системы предупреждения уровню развития стратегических наступательных вооружений противоположной стороны, т. е. постоянное ее совершенствование. Седьмое. Осуществление своевременного формирования информации в зависимости от времени предупреждения, достаточного для принятия решения на ответные действия.

Таким образом, она должна осуществлять глобальный контроль за стратегическими наступательными вооружениями противоположной стороны с качеством не хуже заданного, независимо от способов и вариантов их* боевого применения, от условий функциониревания средств системы, и формировать выходную информацию предупреждения с временем, достаточным для принятия решений.

В связи с тем, что создание подобных систем является весьма сложной научно-технической проблемой, их развитие осуществляется поэтапно. На каждом этапе, на основе анализа принятых военных доктрин, проводится уточнение концепции их развития, состояния и перспектив совершенствования стратегических наступательных вооружений, достигнутого уровня науки и техники, возможностей по финансированию работ и др.

В настоящее время решение задачи предупреждения достигается эшелонированным построением средств системы в целях обеспечения контроля всех ракетоопасных направлений не менее чем двумя-тремя средствами, работающими на различных физических принципах. Так, американская система предупреждения о ракетно-ядерных ударах (СПРЯУ) включает в себя космическую систему «ССС», осуществляющую глобальный контроль стартов БР, и многоэшелонное радиолокационное поле (на базе систем «Бимьюс», «Пейв Пос», «Парк»), обеспечивающее многократный контроль атакующих территорию США БР на траекториях с любых ракетоопасных направлений. Причем наземные радиолокационные станции размещены как на периферии национальной территории, так и за ее пределами.

Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) стран Содружества состоит из двух эшелонов: первый составляют средства космического базирования (космические аппараты), предназначенные для обнаружения стартов БР; второй - достаточно мощные РЛС различных типов, расположенные по периферии СНГ с ориентацией антенн во вне и позволяющие обнаруживать БР в полете и определять факт атаки с требуемой достоверностью. В настоящее время СПРН не обладает глобальностью контроля районов старта средствами 1-го эшелона, не имеет сплошного радиолокационного поля на северо-восточном направлении. Помимо этого, ряд действующих РЛС требует модернизации и замены. Даже поверхностное сравнение СПРН и СПРЯУ показывает, что США имеют определенное преимущество в области создания информационных систем предупреждения.

В ближайшие годы следует ожидать возрастания роли информационных систем; Обусловлено это рядом факторов. Основными из них являются: эволюция взглядов военных специалистов на характер и способы ведения военных действий с применением ракетно-ядерного оружия, состояние и перспективы развития стратегических наступательных вооружений и наметившаяся тенденция их сокращения.

Рассмотрим, какое влияние данные факторы могут оказывать на изменение требований, предъявляемых к системе предупреждения.

В настоящее время среди военных специалистов не существует единой точки зрения на неограниченное применение ракетно-ядерного оружия для достижения военно-политического превосходства в конфликте без угрозы взаимного уничтожения. Постепенно начинает доминировать взгляд на возможность только ограниченного его применения. Реальным подтверждением этого являются мероприятия, проводимые в США по развитию принципов гибкости, избирательности и адаптивности ведения операций. Об этом свидетельствуют разработка и принятие единого комплексного оперативного плана поражения стратегических целей с увеличением более чем на порядок числа вариантов ударов БР, модернизация аппаратуры пуска БР (срок завершения работ - 1995 год), совершенствование систем управления на базе ЭВМ, разрабатываемых в рамках «Стратегической компьютерной инициативы» (окончание работ планируется в 1992-1993 годах), а также мероприятия по интеграции систем управления САК и СОИ.

В целом проведение подобных мероприятий подтверждает вывод о разработке новых концепций ведения длительных войн с ограниченным применением ядерного оружия. Вышеупомянутый единый оперативный план поражения стратегических целей (СИОП) включает более десятка выборочных ударов различных масштабов и различной целевой направленности. Нанесение их предусматривается прежде всего в целях дезорганизации управления («обезглавливающие» удары) или нарушения стратегического равновесия (выборочные удары по части ракетно-ядерного потенциала). Пропуск таких ударов или несвоевременная выдача информации о них высшему звену управления может привести либо к невозможности организации эффективных ответных действий, либо к тому, что проведение ответного удара становится бессмысленным из-за его низкой эффективности. Поэтому можно утверждать, что эффективность ограниченных ударов будет возрастать по мере сокращения стратегических наступательных вооружений.

Для обеспечения возможности нанесения выборочных ударов США интенсивно совершенствуют свои ракетно-ядерные системы: «Трайдент-2» морского, «MX» и «Миджитмен» наземного базирования. Все эти системы обладают повышенной точностью, высокой живучестью и маневренностью. Последняя обеспечивает условия для нанесения ударов с наиболее благоприятным временным балансом в первую очередь из неконтролируемых СПРН районов старта БР. Более того, в случае успешной реализации указанных программ создаются условия и для нанесения разоружающих ударов.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы. Во-первых, информационные системы предупреждения являются важным элементом обороны и мощным фактором сдерживания от применения ракетно-ядерного оружия; во-вторых, переход к концепции ограниченного применения ядерного оружия в форме выборочных ударов обусловливает повышение требований к системам предупреждения о ракетном нападении по определению их целевой направленности, достоверности классификации ракетно-космической обстановки, способствует обеспечению глобальности контроля и повышению живучести средств системы и систем боевого управления; в-третьих, процесс сокращения стратегических вооружений и изменение районов дислокации ракетно-ядерного оружия должны осуществляться в тесной связи с мероприятиями по совершенствованию отечественной системы предупреждения.

Не останавливаясь на проблемах научно-технического характера, отметим, что в СНГ в настоящее время еще имеется определенный потенциал, реализация которого обеспечит создание системы предупреждения, удовлетворяющей указанным выше требованиям. Однако происходящие в нем процессы серьезным образом могут повлиять на реализацию ранее принятой концепции СПРН. Прежде всего к ним следует отнести: резкое сокращение финансирования как на проведение научных разработок, так и на создание уже намеченных для реализации средств обнаружения. Следствием этого является развал ранее сложившейся кооперации исполнителей и срыв директивных сроков ввода в эксплуатацию уже строящихся объектов, что ведет к увеличению отставания уровней развития СПРН от СПРЯУ США. Помимо этого вокруг существующих я строящихся РЛС, расположенных на территориях суверенных государств Балтики, Украины, Азербайджана создана негативная общественно-политическая обстановка. В результате этого строительство новых РЛС, предназначенных для замены устаревших, практически остановлено, а эксплуатация существующих проходит в условиях негативного отношения со стороны местных органов власти и населения. На концепцию развития СПРН также могут оказать влияние и мероприятия, проводимые в связи с реформированием ВС.

Для успешного решения задачи создания СПРН СНГ, по нашему мнению, необходимо осуществить финансирование развития и создания военной техники и вооружения на основе приоритетов, определяемых вкладом конкретной системы в обороноспособность Содружества; определить юридический статус объектов СПРН в рамках СНГ или межгосударственных договоров как объектов сугубо оборонного назначения, обеспечивающих сохранение достигнутого паритета и международной стабильности; провести исследования и реализовать мероприятия по повышению значимости объектов СПРН.

Рассмотрим потенциальные и реальные выгоды, которые может обеспечить СПРН одновременно с выполнением своего прямого назначения. Наличие системы позволяет свести к минимуму риск, связанный с неправильной оценкой обычной космической деятельности государств (проведение учений, испытательных и учебно-боевых пусков ракет и т. п.), поскольку она может контролировать эти действия и делать правильные выводы. Более того, совершенная СПРН может быть хорошим средством технического контроля за состоянием СНВ в плане выполнения противоположной стороной договорных обязательств по их сокращению и контролировать ход отработки программ по созданию и развитию ракетно-ядерного оружия, осуществляя постоянный контроль за ходом проведения экспериментальных работ.

В настоящее время на околоземных орбитах находится более 17 тыс. космических объектов различного происхождения, их число постоянно возрастает. Соответственно увеличивается частота аварий и катастроф космических аппаратов. Уже сейчас известны случаи, когда фрагменты космических станций, искусственных спутников и других космических аппаратов (в том числе оснащенных атомными энергетическими установками) падали на поверхность Земли. Правильно и своевременно обнаружить эти ситуации, осуществить прогноз времени и места вхождения в земную атмосферу элементов КА и минимизировать на этой основе ущерб можно только по данным средств системы предупреждения. Аналогичные ситуации могут возникнуть и при несанкционированных пусках БР.

Одной из важнейших отличительных особенностей систем предупреждения является to, что их средства осуществляют глобальный контроль в различных спектральных диапазонах радиоволн как земной поверхности, так и околоземного пространства. Именно поэтому они являются источниками информации о геофизических, гелиофизических и других процессах, происходящих в нем. Указанная информация может служить основой для проведения фундаментальных исследований околоземного пространства. Практически не ограничены возможности космических средств данной системы по обнаружению пожаров больших лесных массивов, буровых установок и др. Аппаратура, установленная на борту КА, позволяет заблаговременно реагировать на признаки предстоящих землетрясений. Используя полученную информацию, можно осуществлять как краткосрочные прогнозы землетрясений, так и проводить оперативную оценку их последствий. А если учесть, что информация от средств СПРН может обрабатываться практически в реальном масштабе времени в едином центре с применением современной вычислительной техники, то можно представить, какие реальные выгоды можно получить, рационально используя информационные возможности средств предупреждения. Естественно, что для практической реализации необходимы дополнительные исследования и определенные материальные средства. Однако эти затраты минимальны по сравнению с тем эффектом, который возможно получить от сложившейся инфраструктуры и средств существующей СПРН.

Системы предупреждения различных государств могут стать и средством повышения доверия между ними. Определенный опыт сотрудничества в этой области уже имеется. По данным информационных средств разведки космического пространства некоторых стран удавалось обнаруживать потерпевшие аварию космические аппараты, спрогнозировать точки их падения и заблаговременно принять меры по снятию возникающей при этом напряженности. Например, в июне 1979 года Китай обнаружил американскую орбитальную лабораторию, которая вышла из-под контроля комплекса слежения США, определив момент ее входа в плотные слои атмосферы и место падения обломков с точностью до 4 мин. Аналогичная информация была получена в январе 1983 года, когда вышел из строя советский ИСЗ. Широко известны и другие случаи.

Национальные системы предупреждения могут стать базовыми элементами интернациональных информационных систем коллективной безопасности. Они могут оказать неоценимую услугу всему человечеству как в вопросах сдерживания от применения и распространения ракетно-ядерного оружия, так и в вопросах контроля и прогноза последствий космических и экологических катастроф, обеспечения безопасности освоения космоса и в решении других проблем, с которыми нам приходится сталкиваться сегодня.

Безусловно, процесс установления сотрудничества в области систем предупреждения потребует тщательной научной проработки и исследований, дополнительных материальных затрат и выполнения конкретных конструкторско-технических работ. Однако уже сейчас вполне целесообразно осуществить следующее. В качестве центра обработки информации от средств системы и сопряженной отечественной СПРН со СПРЯУ США необходимо использовать существующий испытательный центр Вооруженных Сил СНГ. Достоинствами предлагаемого варианта являются: возможность получения информации от средств системы в реальном масштабе времени; автономная организация ее обработки и выдачи противоположной стороне; наличие дубликатов штатных программ обработки и средств отображения, а также производственных площадей и квалифицированного обслуживающего персонала; удобное географическое положение. В целом использование испытательного центра позволит минимизировать предполагаемые материальные затраты и, что особенно важно, обеспечит возможность организации информационного взаимодействия указанных систем без какого-либо влияния на процесс выполнения основных функций СПРН.

Здесь и далее по тексту речь идет только о тех государствах, которые имеют собственные или интернациональные системы предубеждения о пакетном нападении.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации