Стратегическая стабильность в Европе системный аспект
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1992
СТРАТЕГИЯ
Стратегическая стабильность в Европе: системный аспект
Полковник А. А. ШАРАВИН,
кандидат военных наук, доцент
В ХОДЕ переговоров о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в Европе на первый план выдвинулась проблема поддержания стратегической стабильности в этом важнейшем регионе мира. Актуальность ее еще больше возросла в контексте политических событий, происшедших э последнее время как в Восточной, так и в Западной Европе.
К сожалению, теоретически эта проблема разработана недостаточно. Об этом свидетельствуют существующие различия в понимании самой сути стратегической стабильности. Американские специалисты обычно выделяют два уровня - «стратегическая стабильность» (Strategie Stability) и «стабильность в рамках обычных сил» (Conventional Stability). Первая чаще всего трактуется как состояние отношений между бывшим СССР и США, при котором ни одна из сторон не заинтересована ни в количественно-качественном наращивании, ни в практическом использовании ядерного оружия. Подобное разделение на уровни, соответствующие классификации оружия по характеру поражающего действия, на наш взгляд, является искусственным и лишь затрудняет изучение проблемы.
Для советских исследователей характерен целостный подход, учитывающий множество различных видов взаимосвязей между ядерными и обычными средствами поражения. Среди десятков дефиниций «Стратегической стабильности», по нашему мнению, наиболее приемлемы две. Несмотря на некоторые различия, в комплексе они представляют достаточно полное содержание этого понятия. В широком плане под стратегической стабильностью понимается состояние межгосударственных отношений в военной области, характеризующееся устойчивостью к воздействию дестабилизирующих факторов, а также поддержанием взаимоприемлемых уровней вооружений, вооруженных сил и военной деятельности. Нередко ее трактуют как состояние военно-политических отношений между ведущими государствами мира в условиях существующего и поддерживаемого между ними военного равновесия, при котором у каждой из сторон отсутствуют как политические стремления, так и возможности его нарушения.
По нашему мнению, стратегическую стабильность в Европе целесообразно рассматривать как важнейшую составную часть глобальной стратегической стабильности, охватывающей не только европейские государства, но и страны других регионов мира, имеющие военные обязательства в Европе. Исследовать данную проблему можно с позиций системного подхода, рассматривая во взаимосвязи всю совокупность военных компонентов государств - участников СБСЕ как сложную динамическую систему, элементами (подсистемами) которой являются военные компоненты отдельных государств и их коалиций, а главную системообразующую роль играют геостратегические и геополитические факторы. Очевидно, что существование такой системы предполагает минимально необходимую степень стабильности. Определение этой степени, а также условий ее сохранения при меняющейся обстановке и есть основная цель применения в этом случае методов системного анализа.
Учитывая характер рассматриваемой системы (сложная, динамическая), необходимо сделать некоторые общие замечания, вытекающие из теории системного анализа:
существование абсолютно стабильной системы допустимо лишь в теоретических рассуждениях;
в реальности можно говорить только о системах с высокой степенью стабильности. Однако их стабильность чаще всего бывает недолговечной, так как является результатом жесткой сопротивляемости изменениям (например, процессу разоружения), которая обычно свидетельствует о неспособности системы адаптироваться к меняющимся условиям и в конечном итоге ведет к ее гибели;
стабильность в динамических системах покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами, между элементами (или подсистемами) самой системы. Иными словами, необходимая степень стабильности, обеспечивая сохранение системы, не является непреодолимым препятствием для ее изменений.
Именно последнее замечание особенно важно при рассмотрении системы военных компонентов государств - участников СБСЕ в связи с тем, что элементы ее не идентичны и подвижны. Неустойчивое равновесие между ними сохраняется до тех пор, пока сложившаяся стратегическая обстановка в регионе и соотношение сил не подвергнутся каким-либо изменениям. Однако такая ситуация имеет определенные временные рамки. Военные потенциалы государств или их коалиций подвержены внутренней эволюции: в одних случаях более, в других менее значительной. Соответственно меняется соотношение элементов системы и те роли, которые они играют в межгосударственных отношениях. В результате прежнее равновесие в военной области исчезает. Если система не распадается, то возникает новое равновесие, покоящееся на изменившемся соотношении элементов и модифицированной функциональной сопряженности. Подобное не может произойти без дополнительных импульсов, поступающих изнутри или извне системы. Таким образом, поддержание равновесия в военной области отнюдь не сводится к достижению примерного равенства сил сторон.
Эти теоретические положения полностью подтверждаются всем ходом эволюции стратегической обстановки в Европейском регионе. Переход от противостояния двух военных блоков внутри рассматриваемой системы к многополюсности ее структуры, ликвидация Организации Варшавского Договора и объединение Германии могли бы резко дестабилизировать межгосударственные отношения в военной области, если бы параллельно с этим не укреплялись экономические, политические, культурные и другие связи между странами региона, не происходили изменения внутри государств Восточной Европы, а в НАТО не осуществлялись бы перемены, направленные на ослабление конфронтации с СНГ.
Следует отметить, что отношение системы к внешней среде также характеризуется неустойчивым равновесием. При этом между ними происходит обмен импульсами различной эффективности. В качестве импульсов внешней среды можно рассматривать все воздействия, исходящие из других подсистем Европейской международно-политической системы, к которым можно отнести экономическую, политическую, экологическую и другие региональные системы. Аналогичную роль играют воздействия глобальной системы, объединяющей военные компоненты всех государств мира, среди которых наибольший вес имеют те, которые включают в себя стратегические вооружения. В результате обмена импульсами системы военных компонентов государств - участников СБСЕ с внешней средой и возникает взаимная адаптация. Положение этой системы во внешней среде схематично показано на рисунке.
В реальной действительности развитие процесса адаптации имеет две разнонаправленные тенденции. Иногда может преобладать приспособление внешней среды к системе, но чаще она обусловлена изменениями самой системы. При анализе стратегической стабильности важно правильно определить, какая из тенденций преобладает на данный момент времени.
В теории системного анализа импульсы, идущие от внешней среды к системе, подразделяются на следующие группы: стабилизирующие, дестабилизирующие и нейтральные. Принадлежность каждого к определенной группе не зависит от того, какую природу он имеет - экономическую, политическую, социальную, этническую или военную. Любая из одноименных региональных и глобальных систем может послужить источником ослабления стратегической стабильности. Экономические кризисы, политическая конфронтация, экологические катастрофы, межнациональные конфликты и другие подобные коллизии способны прямо или косвенно привести к усилению военной конфронтации и даже к возникновению военных конфликтов. Однако главным условием стратегической стабильности в регионе является глобальная стратегическая стабильность и связанные с ней стабилизирующие импульсы. Естественно, существует и обратная зависимость. Поэтому смысл процесса взаимной адаптации по сути дела заключается в том, чтобы путем изменения либо системы, либо среды добиться такого положения, при котором стабилизирующие импульсы не уступали бы дестабилизирующим, а по возможности и превосходили их. Именно это и создает неустойчивое равновесие между средой и системой, раскрывает механизм взаимосвязи стратегической стабильности в Европе с глобальной стратегической стабильностью, а также экономической, политической и социальной стабильностью в Европейском регионе.
При анализе степени неустойчивости равновесия между внешней средой и системой следует иметь в виду, что даже их взаимная адаптация не может исключить возникновения сильных дестабилизирующих импульсов. И внутреннее развитие системы военных компонентов государств - участников СБСЕ, и влияние на нее процессов, происходящих во внешней среде, подвержены постоянным изменениям. При этом вероятность того, что они будут происходить синхронно, в одном и том же направлении, крайне незначительна. Следовательно, естественные процессы общественного развития в Европе и в мире в целом, как это ни парадоксально, чаще всего подрывают происшедшую адаптацию.
Обобщая, можно сказать, что процессы, происходящие в рассматриваемой системе, характеризуются рядом признаков, отражающих в совокупности ее специфику.
Во-первых, перемены, преобразующие элементы системы, как правило, дискретны. Однако дискретность действует на равновесие особенно разрушительно, ибо происходит концентрация усилий на протяжении ограниченного отрезка времени. Это особо важно учитывать при ведении переговоров о дальнейшем сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе, а также при принятии соответствующих политических решений. Кроме того, следует сказать и о колебаниях в стабильности системы и об определенной периодичности кризисных ситуаций, в которых она оказывается. Одной из важнейших задач военных аналитиков является предвидение таких ситуаций и разработка соответствующих мер по их преодолению.
Во-вторых, перемены, происходящие в системе военных компонентов государств - участников СБСЕ, управляемы: они постоянно подвергаются преобразующему воздействию целенаправленной политической воли. В зависимости от того, интересы какого государства или коалиции государств выражает эта воля, она может быть направлена на ускорение или замедление изменений, на реализацию их в умеренных или крайних формах, нарушение или постепенное преобразование равновесия.
Стратегическая стабильность в Европе во многом определяется не только содержанием перемен в системе, но и формой их осуществления. Так, сокращение военных потенциалов государств может произойти в результате или переговоров, или военных действий. Естественно, влияние этих изменений на элементы системы будет диаметрально противоположным по направленности.
Важное значение для поддержания стратегической стабильности в Европейском регионе имеет также форма разрешения противоречий внутри рассматриваемой системы: либо конкурирующие подсистемы или элементы навязывают свою волю друг другу силой (силовая модель), либо происходит поиск консенсуса в ходе международных конференций и переговоров. Именно победа нового политического мышления в межгосударственных отношениях привела к постепенной смене форм разрешения противоречий как между отдельными государствами, так и их союзами.
При рассмотрении конкретных военно-стратегических ситуаций, возникающих в Европейском регионе, общие теоретические суждения, приведенные выше, конечно, потребуют детализации. Однако есть надежда, что предложенный системный подход послужит хорошим ориентиром для поисков в правильном направлении. В ходе его реализации могут быть определены наиболее рациональные, с точки зрения обеспечения стратегической стабильности, варианты структуры и состава системы военных компонентов государств - участников СБСЕ. Они вполне могли бы стать предметом следующих этапов переговоров.
Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1984.- С. 56; Мировая экономика и международные отношения.- 1990. - № 9.- С. 55-56.
Мировая экономика и международные отношения.- 1990. - № 9.- С. 56.