Управление военным образованием проблемы и суждения
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1992
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Управление военным образованием: проблемы и суждения
Полковник В. М. ШЕВЧЕНКО
НИ ОДНА организованная система, будь то социальная, техническая или биологическая, не может эффективно реализовать свои возможности без оптимально организованного управления. В полной мере это относится и к системе военного образования, реформа которого настоятельно требует совершенствования одного из главных ее элементов - управления. Безусловно, это задача чрезвычайно сложная, а сам процесс будет длительным и потребует определенных материальных затрат. Следовательно, лишь косметическими мерами проблему кардинального повышения профессионализма военных кадров и их общего культурного уровня не решить. Это возможно только путем глубокого научного анализа и своевременной реализации выработанных предложений, а также всестороннего учета опыта прошлого.
В дореволюционный период в системе военно-учебных заведений России особое значение придавалось централизации управления военным образованием. В начале XIX века в Военном министерстве действовал Штаб, а затем Главный штаб по управлению военными училищами и кадетскими корпусами. В 1831 году было создано Центральное управление, преобразованное в 1863 году в Главное управление военно-учебных заведений. Ему были подчинены все вузы России и переданы функции Особого совета по их инспектированию. При Главном управлении действовали педагогический комитет, военно-педагогическая библиотека, педагогический музей, а впоследствии и педагогические курсы.
Руководство всеми сторонами деятельности вузов продолжало существовать и после революции. В советское время органы руководства вузами возглавляли видные военачальники: И. Э. Якир, В. К. Путна, А. И. Тодорский, Л. А. Говоров, К- А. Мерецков, П. А. Ротмистров и другие. Нельзя не отметить, что в период с 1936 по 1968 год ни один из органов управления в Вооруженных Силах не реформировался так многократно, как органы управления вузами. При этом основное направление реформаторской деятельности характеризовалось все большей децентрализацией руководства. Негативные последствия этого сказались в 60-е годы. Ослабление централизованного управления и связей военного образования с высшей школой страны привело к утрате общих подходов в подготовке офицерских кадров, разобщенности усилий и действий, параллелизму в работе вузов и органов управления. Воссоздание в 1968 году Главного управления военно-учебных заведений как центрального органа научно-методического руководства военным образованием было требованием времени. Разработанная им единая нормативно-правовая база послужила основой для осуществления крупных мероприятий по становлению вновь созданных и реорганизованных высших военных училищ, укрепления их научно-педагогического потенциала и развития учебно-материальной базы.
Анализируя современные принципы организации военного образования, можно сделать вывод, что они, на наш взгляд, не всегда являются оптимальными. Это в значительной степени сдерживает работу по совершенствованию обучения и повышению качества подготовки офицеров. Например, в сложившейся системе каждый вид Вооруженных Сил, род войск сам определяет требования к будущим выпускникам, направляет деятельность подчиненных вузов, контролирует и оценивает качество подготовки специалистов. Казалось бы, что в этом плохого? Однако дело в том, что зачастую заказы на специалистов формируются с узковедомственных позиций, допускается' неоправданное дробление специальностей и тем самым нарушается принятый в стране принцип подготовки специалистов широкого профиля. Аналогичным образом нередко решаются и многие другие проблемы педагогического, кадрового и материально-технического обеспечения вузов, разработки, внедрения новых технологий и средств обучения, обеспечения связей с высшей школой страны.
Далека от совершенства и сама система управления военным образованием. В настоящее время в нее входят различные управленческие структуры: командные, штабные, кадровые, боевой подготовки войск и воспитательной работы. Эти органы руководят вузами либо по всем, либо лишь по отдельным направлениям их деятельности. В общей системе управления отсутствуют такие необходимые элементы, как единый научно-исследовательский и информационный центр, печатный орган, педагогическая библиотека, музей или постоянно действующая зыставка передового опыта. Между органами управления нет конкретного распределения задач и зон ответственности. Не в полной мере обеспечивается научный подход на всех этапах управления: при планировании, организации, руководстве и контроле деятельности вузов. В результате нередки случаи перекладывания задач и ответственности одним органом управления на другой, ухода от рассмотрения проблем, чрезмерной опеки вузов или превышения власти. Решение же основной задачи - координации действий и объединения усилий в целях создания необходимых условий для качественной подготовки офицерских кадров - происходит еще недостаточно эффективно. Думается, что в этом есть и определенные недоработки Главного управления военно-учебных заведений.
Кроме того, следует отметить почти полное отсутствие технического оснащения системы управления. Попытки автоматизации некоторых процессов имеются только в отдельных учебных заведениях. Поиск решения этих проблем ведется чуть ли не каждым вузом самостоятельно и обособленно. Единая концепция, которая объединила бы на системном уровне различные аспекты и формы применения автоматизированных комплексов, вычислительной техники, до конца еще не разработана. Техническое переоснащение, совершенствование организационных форм их использования в управлении, дальнейшая централизация разработки и внедрения АСУ военным образованием проходят неоправданно медленно. В информационном обеспечении доминирует преимущественно «бумажная технология» сбора, обработки и доведения информации. В учебных отделах циркулирует масса документов. Поэтому при немыслимых встречных потоках материалов очевидны недостаточность информации, низкая оперативность управления, необоснованность ряда управленческих решений и целый ряд других негативных явлений.
Не отвечает современным требованиям и организация контроля за деятельностью вузов, реализацией ими руководящих документов по подготовке офицерских кадров. В последнее время модным стало «изучение состояния дел», которое чаще всего мало чем отличается от очередной проверки. Единого плана контроля нет. Деятельность в этом направлении никем не координируется. В результате учебный процесс выходит из ритма, должностные лица отрываются от основной работы, а эффект контроля, помощь вузу оказываются недостаточными.
Настоящий бич всей системы военного образования и управления вузами в частности- искажение кадровой политики и низкий уровень компетентности офицерского состава органов руководства. Среди них очень мало ученых и опытных специалистов (всего лишь 10 проц. имеют ученую степень или ученое звание). Поэтому сложилась ситуация, когда деятельностью вузов руководят люди, не имеющие порой элементарного педагогического опыта. Продолжается порочная практика использования вузовской системы как «тихой заводи». Думается, причина подобного явления заключается в том, что система подбора, подготовки и повышения квалификации руководящего состава вузов сформирована без глубоких научных подходов. Поэтому она действует недостаточно эффективно. Опытные педагоги и ученые не изъявляют желания работать в органах управления вузами в связи с тем, что в них штатно-должностные категории не имеют преимуществ перед педагогическими должностями ни по званиям, ни по окладам. В отличие от порядка, принятого в высшей школе страны, у всех офицеров с переходом в систему управления прерывается педагогический стаж и соответственно прекращается выплата денежной надбавки за ученую степень.
Для решения поднятых в статье проблем, по нашему мнению, следует больше внимания обратить на две основные категории системы военного образования: заказчика и исполнителя, определяющих основы функционирования системы управления вузами. Для этого необходимо разработать принципы разделения их функций при четкой регламентации решаемых ими задач, прав и зон ответственности.
В роли заказчика выступают виды Вооруженных Сил, рода войск, главные и центральные управления. Они должны определять перечень необходимых им специальностей, готовить расчеты потребности в специалистах и квалификационный заказ на них, участвовать в кадровом и материально-техническом обеспечении вузов в первую очередь вооружением и военной техникой, оценивать качество подготовки специалистов при выпуске и по результатам их службы в войсках. Заказчик обеспечивает непрерывность послевузовского образования офицеров: организует и проводит на базе соответствующих курсов переподготовку и повышение их квалификации, обеспечивает эффективное функционирование системы командирской подготовки, а также осуществляет переподготовку офицеров запаса.
Исполнитель - это система военного образования, включающая органы управления и элементы, обеспечивающие не только довузовскую, но и все виды вузовской подготовки офицеров (обучение слушателей и курсантов в военно-учебных заведениях, подготовка офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов). При этом она должна рассматриваться как единая последовательная и целостная система, в которой все элементы взаимозависимы и подчинены современным требованиям. Нельзя забывать, что военное образование является неотъемлемой составной частью общей системы образования в стране. На исполнителя возлагаются обязанности по претворению в жизнь единой политики в области подготовки военных кадров и обеспечению выполнения квалификационных требований заказчиков, участию в выработке и осуществлении требований к уровню гуманитарной, общевоенной, общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Во взаимодействии с заказчиками организуются кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности вузов, а также капитальное строительство. Всю полноту ответственности за выполнение заказа и качество подготовки офицерских кадров в одинаковой степени несут как органы руководства вузами, так и военно-учебные заведения. Следует учитывать, что наиболее сложной проблемой, требующей тщательного изучения и глубокого исследования, является разграничение обязанностей и прав заказчиков и исполнителей. Поэтому их отношения целесообразно строить на правовой основе.
Следует отметить, что демократизация политической системы и изменения государственного устройства, переход на рыночные отношения, разграничение компетенций органов управления высшей школой значительно сужают сферу централизованного руководства высшим образованием. Учитывая специфику военного образования, необходимость реализации единой политики в подготовке военных кадров, а также координации деятельности и объединения усилий вузов по многим общим направлениям, представляется весьма важным и совершенствование централизованного руководства военным образованием. При этом главным направлением должно стать укрепление централизованного руководства в сочетании с дальнейшим расширением демократических начал управления, самостоятельности и творческой инициативы вузов. Взамен существующих многочисленных и разрозненных органов управления надо создать единый Комитет по военному образованию. При этом следует разграничить функции, конкретно определить права и обязанности Комитета и военно-учебных заведений по вопросам руководства подготовкой офицерских кадров.
На Комитет могут быть возложены следующие задачи: участие в разработке и осуществлении единой политики в области военного образования; заключение договоров с заказчиками; научно-методическое руководство вузами и различными звеньями послевузовской подготовки офицеров (курсами, адъюнктурами и докторантурами), координация их деятельности; организация материально-технического и финансового обеспечения; разработка основополагающих руководящих документов по вопросам подготовки офицерских кадров; координация контроля за деятельностью вузов; организация и проведение научных исследований по проблемам военного образования; выработка единой кадровой политики; подбор, подготовка и повышение квалификации руководящего состава вузов; анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта; а также контроль совместно с заказчиками качества подготовки офицерских кадров и инспекция деятельности вузов, арбитражные функции в звене «вуз - войска». Под непосредственным руководством Комитета должны действовать: научно-исследовательский и информационный центр, научно-методический совет, военно-педагогическая выставка (музей) и научно-педагогическая библиотека, курсы подготовки и повышения квалификации руководящего состава. В интересах развития военно-педагогической науки, обобщения и распространения педагогического опыта представляется целесообразным издание журнала «Вестник военного образования», а также литературно-публицистического и научно-популярного журнала для воспитанников системы довузовской подготовки молодежи и курсантов военных училищ.
Самого пристального внимания требуют проблемы автоматизации управления, широкого внедрения АСУ военным образованием. В ближайшее время необходимо наметить основные пути и этапы решения этой непростой задачи, развернуть практическую работу по созданию материальной базы АСУ. На первом этапе сосредоточить основные усилия на создании современной информационно-справочной системы; автоматизации сбора, хранения, обработки, документирования и поиска данных, необходимых для успешного управления системой военного образования; решении вопросов организационного, программного, информационного и технического обеспечения. На втором этапе разработать единую сеть управления элементами военного образования с выходом в последующем на АСУ гособразования.
Следующим направлением совершенствования управления военным образованием является расширение его демократических начал. Вузы вправе сами определять способы выполнения обязательств перед заказчиками, иметь достаточно широкую сферу самостоятельности. Нужно смелее давать права вузам в организации учебного процесса и научных исследований. Следует подумать о дальнейшем расширении полномочий ученых советов не только высших военно-учебных заведений, но и факультетов, чтобы разгрузить их от массы текущей работы. Желательно предоставить больше самостоятельности руководству вузов в кадровой, хозяйственной и финансовой деятельности, развитии учебно-материальной базы, фондов материального стимулирования. Необходимо дать право начальникам вузов самостоятельно решать ряд вопросов подбора и назначения кадров, изменения организационно-штатной структуры подразделений и размеров заработной платы в пределах выделяемого фонда и численности работников, материального стимулирования подчиненных, перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов. Должны быть расширены права вузов по вступлению в хозяйственные отношения с учебными заведениями и организациями, закупке необходимого для ведения учебного процесса оборудования.
Не менее важным направлением совершенствования военного образования является повышение роли кадровой политики - разработка системы выявления, отбора и подготовки офицеров, обладающих необходимыми данными и склонностью к научно-педагогической деятельности. Наряду с адъюнктурой основную массу педагогов нужно целенаправленно готовить на педагогических факультетах, отделениях при военных академиях. В кадровой политике должен действовать незыблемый принцип последовательного прохождения службы: сначала на педагогической работе и только после приобретения определенного научно-педагогического опыта - на должностях руководящего состава вузов.
Требуется дифференцировать оплату труда офицеров органов управления и профессорско-преподавательского состава, реализовать принцип материального стимулирования: платить работнику в соответствии с уровнем его квалификации и значимостью его труда. Следует решить вопрос о выплате денежной надбавки за ученую степень на всех должностях, непосредственно связанных с руководством, организацией и проведением учебно-воспитательного процесса. Там, где это возможно и целесообразно, смелее практиковать выборность руководящих кадров и конкурсное замещение должностей. Только при таких условиях на должности старшего преподавателя и начальника кафедры, в учебный отдел и в систему управления военным образованием придут по-настоящему компетентные, высококвалифицированные, опытные педагоги и ученые.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что реализация предлагаемых мер по совершенствованию системы управления военным образованием позволит, на наш взгляд, улучшить его научную обоснованность, обеспечить органическое единство всех структур, оптимальное соотношение централизма и демократических начал, повысить объективность, конкретность и оперативность принятия управленческих решений и в конечном итоге -обеспечить ее высокую действенность и эффективность. Перестройка управления должна осуществляться опережающими темпами. Это в значительной степени облегчит и ускорит проведение реформы военного образования.