В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1(1-2)/1997

В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

Использование компьютерной техники для обучения войск

(Зарубежный опыт)

Полковник В.Ю.АРФЕЕВ

Подполковник А.П.ЖАДОБИН

Капитан В.Н.ПЕТРОВСКИЙ

АНАЛИЗ системы воинского обучения личного состава сухопутных войск Германии и США свидетельствует о сосредоточении усилий, направленных на поддержание высокой боевой готовности штабов и войск. При сохранении достаточно высокой интенсивности проведения мероприятий боевой подготовки продолжает оставаться устойчивой тенденция к дальнейшему их сокращению с реальным привлечением большого количества войск путем преимущественного проведения дивизионных и корпусных учений методом КШУ, применения в обучении штабов и войск новых форм и методов с использованием электронных тренажеров и имитаторов.

В настоящее время в сухопутных войсках ФРГ имеется более 2000 современных электронных тренажеров, предназначенных для обучения всех родов войск. Тренажеры используются для проведения занятий и тренировок по огневой и тактико-специальной подготовке, дуэльных тренировок, КШТ, имитации огневых средств.

На период с 1992 по 2000 год запланированы разработка, испытания и поставка в войска новых типов имитаторов и тренажеров, представленных в табл.1.

В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

Подчеркивая необходимость интенсивного развития учебно-тренажерной базы сухопутных сил, командование бундесвера намерено проводить практически все мероприятия боевой подготовки войск с использованием в той или иной степени тренажеров и имитаторов. В последующем намечено ускорить разработку и внедрение в процесс боевой учебы тренажеров для тактической подготовки мотопехотных (танковых) взводов и рот, а также проведения командно-штабных тренировок в составе батальона. При этом ожидаемый экономический эффект (за год) только вследствие сокращения расходов на боеприпасы составит около 114 млн немецких марок (табл. 2).

В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

Использование танковых тренажеров, на которых в настоящее время обучаются 2/3 механиков-водителей бундесвера, привело к уменьшению пробега танков на 60%, расхода боеприпасов на 25%, учебного времени на 30%.

В стоимостном выражении 4-часовой выход в поле танкового взвода обходится в 5000-10 000 долларов при условии, что учебные стрельбы ведутся с использованием вкладного ствола (стоимость одного выстрела 3,5 доллара). Штатный боеприпас, например для ПТУР ТОУ, стоит уже 5000 долларов.

По расчетам военных специалистов США имитатор MODEL-70 WEAPONEER позволяет экономить на боеприпасах 228 тыс. долларов в год. Это означает, что каждый военнослужащий, сдавая упражнение по стрельбе с помощью имитатора, экономит 348 патронов. Использование в танковом батальоне тренажера для стрельбы из танковой пушки в зависимости от калибра дает экономию 0,3-2 млн долларов в год. К этой сумме добавляется еще 0,3 млн долларов, сэкономленных на расходах топлива и моторесурсов: 1 учебный час подготовки экипажа танка «Леопард» (Германия) стоит 21 тыс. марок. При этом стоимость тренажера, например типа SOGT, окупается за 1-3 года, а удельный вес затрат на тренажеры данного типа от общей стоимости закупок танков не превышает 1,5-2%.

Применение электронных тренажеров позволяет сократить время, отводимое для выполнения стрельб на полигонах.

Этот фактор особенно важен в условиях сокращающихся возможностей полигонной базы в целом, использование которой к тому же затруднено по экологическим соображениям.

Командование сухопутных войск США в Европе утвердило программу, получившую название «рациональная подготовка». Она предусматривает разумное сочетание: полевые выходы и занятия, учения с использованием компьютеров.

Использование электронных тренажеров и компьютеров предоставляет уникальную возможность проведения двусторонних учений с выбором любого вероятного противника. Программы, разрабатываемые военными специалистами США и передаваемые на компьютеры командных пунктов американских дивизий в Европе, которые проводят компьютерные учения, могут предложить в качестве вероятного противника любую страну мира, а также смоделировать действия вооруженных сил любого состава. Использование систем комплексного моделирования боевых действий вносит элемент реализма в подготовку штабов, особенно при отработке задач переброски частей, соединений на удаленные от территории США театры военных действий. В последние годы за рубежом в области создания тренажеров прослеживается тенденция к комплексированию. Так, разрабатываемая в США с 1985 года имитационно-тренажерная система SIMNET (Simulation Network) позволяет с помощью управляющей ЭВМ воспроизводить (моделировать) конкретную боевую обстановку в любой точке земного шара и осуществлять проверку боеспособности подразделений и частей без проведения дорогостоящих полевых учений.

Командование СВ США считает, что каждый общевойсковой взвод должен работать на тренажерах не менее 20 дней в году, но вместе с тем рекомендует избегать чрезмерной технизации обучения, так как обеспечение мотивации образцового выполнения личным составом всех упражнений и приемов по-прежнему остается прерогативой командира. В перспективе с помощью системы SIMNET планируется имитировать в моделируемой боевой обстановке применение перспективных образцов вооружения. В Великобритании разработана концепция тренажерного комплекса САТТ, оборудование которого аналогично оборудованию американской системы SlMNET. Стоимость комплекта аппаратуры комплекса для обучения трех боевых групп составляет около 100 млн фунтов стерлингов.

Особое место в области разработки тренажеров за рубежом занимает создание имитационно-моделирующих комплексов, оснащенных электронными средствами обработки информации и предназначенных для обучения командиров и штабов в ходе командно-штабных учений. Подобные системы имитируют боевую обстановку, обеспечивают отображение результатов учебно-боевых действий на топокартах и используются, как правило, на фоне проводимых общевойсковых тактических учений. Так, разработанный в США мобильный автоматизированный учебный командный пункт JESS (Joint Exercise Support System) предназначен для обучения и тренировки штабов бригад, дивизий и армейских корпусов. Впервые система была использована в ходе армейских КШУ в ноябре 1985 года. В состав оборудования системы JESS входят 14 мини-ЭВМ (одна для моделирования и имитации боевой обстановки, 13 для обеспечения работы контрольных станций операторов) и периферийная аппаратура.

Для сухопутных войск Германии в настоящее время разрабатывается 2 учебно-тренировочных комплекса аналогичного назначения. Система SIRA предназначена для обучения в ходе КШУ командиров и штабов батальонного звена, а комплекс GUPPIS обеспечивает проведение КШУ штабов в звене бригада - армейский корпус. В обоих комплексах планируется использовать программно-математическое обеспечение, разработанное для технических средств АСУ дивизии СВ Германии HEROS. При этом тренируемый (обучаемый) штаб работает на своем командном пункте с помощью штатных средств управления. Кроме того, с 1989 года в СВ Германии поступает тренажер механика-водителя танка, оснащенный совершенной системой визуализации, которая позволяет отображать учебно-боевую обстановку в реальном масштабе времени.

В отличие от тренажера лазерный имитатор стрельбы и поражения (ЛИСП) обеспечивает адекватную алгоритму боевой работы имитацию выстрела (пуска) и попадания (поражения). Он предназначен для проведения одиночной (групповой) огневой подготовки личного состава подразделений в условиях, максимально приближенных к боевым.

Опыт использования ЛИСП в системе боевой подготовки войск показал, что они являются важным и эффективным средством интенсификации огневой подготовки частей и подразделений, позволяющим с наименьшими затратами и износом боевой техники успешно осуществлять обучение личного состава практическим навыкам боевого применения штатных систем оружия.

Однако компьютерные формы подготовки обладают и некоторыми недостатками. В основном они вызваны отсутствием реальной работы на боевой технике в поле. Существенным недостатком тренажеров, особенно комнатного типа, считается фактическое отсутствие имитации динамики действий военнослужащего. Кроме того, нельзя воспроизвести характерную при стрельбе реальными боеприпасами обстановку: дым, запах, нервное возбуждение, страх. Утрачивается также возможность наблюдать воздействие реального боеприпаса на цель или использовать трассер для пристрелки. Кроме того, способности лазерных имитаторов ослабевают при задымленности. Еще не разработаны до конца методы, которые позволили бы определять степень поражения объекта при попадании в него лазерного луча.

В связи с вышеизложенным даже сторонники широкого применения имитаторов и тренажеров подчеркивают, что последние не рассматриваются в армии США в качестве средств, способных полностью заменить реальную полевую подготовку военнослужащих. Прогресс в боевой подготовке войск зависит от рационального сочетания форм обучения.

Анализ применения многонациональных сил в районе Персидского залива позволяет сделать вывод, что некоторые из перечисленных выше задач успешно решены американскими специалистами в рамках «Стратегической компьютерной инициативы». Благодаря интеллектуализации использованных в этой войне систем высокоточного оружия, т.е. наделению их элементами «логического умозаключения», можно было принимать решения практически в реальном масштабе времени. Это позволило за счет резкого уменьшения цикла управления и оружием, и силами (исключения человека как промежуточного элемента в оценочно-расчетных операциях по подготовке вариантов решения и управления силами) значительно повысить их оперативность и эффективность, сократить штаты штабов.

В этой войне удалось разные автоматизированные средства, комплексы и системы боевого обеспечения интегрировать в единую систему разведки и управления. Ее высокие боевые возможности были убедительно доказаны успехом операции «Буря в пустыне».

Можно сделать вывод, что эффективность существующей и перспективной систем боевой подготовки армий передовых стран определяется рациональным сочетанием двух форм обучения: традиционной, связанной с использованием существующих учебных полей, полигонов, учебных центров, которые обеспечивают комплексное и совместное обучение подразделений различных родов войск, отработку вопросов ведения боевых действий в различных климатических условиях; компьютерной, включающей имитационно-моделирующие комплексы для обучения командиров и штабов в ходе КШУ, электронные тренажеры и имитаторы для обучения и контроля, позволяющие сократить сроки освоения новой техники, повысить эффективность ее использования.

Все рассмотренные выше проблемы боевой подготовки сухопутных войск стран НАТО характерны и для Сухопутных войск ВС РФ.

В настоящее время организация и проведение плановой боевой подготовки войск на полевой учебной материально-технической базе с привлечением боевых образцов ВВТ существенно затруднены из-за недостаточного финансирования боевой подготовки, уменьшения количества полигонов, ужесточения требований по защите окружающей среды существующих полигонов, физического и морального устаревания, недостаточной восполняемости вышедших из строя средств технического обеспечения учебной материально-технической базы.

В сложившихся условиях для поддержания должного уровня подготовки войск необходимо, на наш взгляд, перенести основную часть учебного процесса на приказарменную учебную материально-техническую базу, оснащенную необходимым количеством учебно-тренировочных средств (УТС). Это сократит расход ресурса боевой техники, штатных боеприпасов, ГСМ и снимет эксплуатационную перегрузку с действующей полевой учебной материально-технической базы. В результате на порядок снизятся материальные затраты, связанные с процессом обучения, по сравнению с необходимыми затратами, сопутствующими обучению на реальной технике.

Однако сейчас роль УТС в процессе боевой подготовки невелика. Большая часть учебно-тренировочных средств, эксплуатируемых в войсках, разработана в 80-х годах, морально устарела и не позволяет обучать личный состав всем необходимым навыкам. Кроме того, они разработаны не для всех образцов вооружения и военной техники. Так, в войсках уже много лет эксплуатируются танки Т-80, БМП-3, но эффективных учебно-тренировочных средств промышленной разработки к ним нет.

В настоящее время значительная часть находящихся на снабжении учебно-тренировочных средств предназначена в основном для подготовки специалистов в окружных учебных центрах и по своим учебно-методическим возможностям непригодна для использования в боевых частях. Однако именно там требуется в сжатые сроки в период боевого слаживания выработать у личного состава необходимые навыки. Поэтому потребность в УТС на полигонах и в учебных центрах особенно велика.

Эти проблемы можно решить лишь посредством кардинальных изменений в существующей системе боевой подготовки. Наиболее важными из них являются: повышение качества проводимых мероприятий, связанных с обучением войск; разработка и внедрение в войска учебно-тренировочных средств, позволяющих максимально приблизить процесс обучения к реальным боевым действиям; переход в системе боевой подготовки Сухопутных войск ВС РФ на рациональное сочетание двух упомянутых выше форм обучения.

Внедрение высокопроизводительных компьютерных систем, объединение их в единую локальную вычислительную сеть, разработка и использование специализированного программно-математического обеспечения позволит организовать автоматизированный сбор, хранение, обработку и выдачу оперативной информации, создать требуемую тактическую обстановку, значительно повысить динамичность занятий, увеличить количество участников, осуществлять действенный контроль за выполнением поставленных задач и тем самым добиться максимальной эффективности обучения.

Панагута Л., Косна А. Тренажеры, средства имитации и моделирования боевых действий сухопутных войск США//Зарубежное военное обозрение. - 1993. - №4,5. - С.31-36.

Jane's Defence Weekly. - V.713. - 1990. - №14; Military Technology (приложение). - 1988. - №2(5). - P.23-28, 35-36.

Military Technology (приложение). - 1988. - № 2 (5). - P.23-28, 35-36.

Jane's Defence Weekly. - V.713. - 1990. - №14.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации