Проблемы управления информатизацией ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1999, стр. 35-41

Проблемы управления информатизацией ВС РФ

Контр-адмирал В.В.БИРЮКОВ,

кандидат военных наук

СЕГОДНЯ мы все чаще сталкиваемся с ограничениями в применении привычных технологий, особенно в управлении, обучении и научной деятельности. Очевидно, нужны новые технологии преобразования, накопления, хранения, передачи информации, и такие технологии есть. Однако отсутствие единого централизованного механизма управления их разработкой и внедрением в различные виды деятельности серьезно тормозит все дело. Выход из этой ситуации указывает отечественный опыт управления крупными проектами. И если в индустриальную эпоху достижение мирового уровня оснащения армии нам обеспечили общегосударственные программы индустриализации, электрификации и освоения космоса, то на пороге информационной цивилизации без интеграции и концентрации усилий в области информационных технологий Россия надолго останется догоняющей стороной. Что это означает для ее независимости, комментировать не нужно.

Проблема нашего отставания от стран Запада и Японии в применении новых информационных технологий (НИТ) родилась не сегодня. К середине 80-х годов, по разным оценкам, оно составляло пять - семь лет. Это был период наивысшей экономической мощи страны. Следовательно, такое положение вряд ли можно объяснить чисто экономическими трудностями того времени. На наш взгляд, основные причины заключаются скорее всего в том, что в науке и общественной практике отсутствовали понимание важности набирающего силу направления и ясная общепринятая концепция, определяющая содержание, методы и порядок проведения работ, а также действенный механизм управления в данной области. Это не позволило эффективно управлять материальными ресурсами в интересах внедрения НИТ, а значит, и добиться реальных результатов. Особенно заметно указанные обстоятельства проявились в последние пять-шесть лет, когда широкомасштабный и неуправляемый процесс насыщения компьютерами не дал ожидаемых качественных изменений в видах деятельности. Без ясного понимания того, что именно нам нужно, как это сделать, как управлять процессами, вряд ли он приведет к ним и в обозримом будущем.

Появление в 70-х годах персональных ЭВМ определило новую область соревнования ведущих мировых держав. Борьба за первенство в ней была по сути борьбой за рынок новых технологий. Эффективные рыночные механизмы перемещения информации и услуг по ее предоставлению как общественных продуктов позволили в короткий срок наладить массовое производство общедоступных программно-аппаратных средств, обусловили появление глобальных коммуникационных сетей: телефонных, телевизионных, компьютерных. Этим была подготовлена благоприятная почва для создания мощных информационных систем военного назначения.

Разработка и внедрение современных информационных систем требует колоссальной концентрации материальных и людских ресурсов. Уже более 30 лет в США осуществляется централизованное управление процессами внедрения новых технологий по долгосрочным общегосударственным и ведомственным программам, для чего созданы штатные органы управления. Конгресс страны периодически оценивает ход выполнения программ, масштаб которых соизмерим с космическими проектами. Кроме общегосударственных существуют еще международные программы (в рамках европейского региона и блока НАТО). Развитые страны смогли по достоинству оценить преимущества нашего опыта государственного управления крупными проектами и успешно его применяют. И главная их заслуга в том, что они с самого начала придали этим процессам управляемый характер. Все это еще раз подтверждает необходимость единого управления разработкой и внедрением НИТ в нашем военном ведомстве.

Весьма показателен в этом отношении опыт ВАГШ, когда в 1998 году в ходе мероприятий по подготовке КШВИ под руководством МО РФ за короткий срок была сформирована мощная современная материальная база на основе ЭВМ последнего поколения. Впервые в ВС РФ на таком уровне осуществлена попытка отобрать и применить для проведения КШВИ имеющиеся в ВС программные средства, наработанные за последние 10-15 лет.

ВАГШ-единственное в ВС РФ учебное заведение, где подобные работы носят межвидовой характер, а их уровень соответствует оперативно-стратегическому. Накопленный в ходе выполнения учебных мероприятий технологический и методический опыт применения НИТ уникален и достаточен для объективной оценки состояния вопроса и определения дальнейших направлений действий.

Академией установлены прочные связи со многими научными организациями, учебными заведениями, фирмами-разработчиками и владельцами программных средств, накоплен ценный опыт работы временных творческих коллективов. Используемые в учебном процессе технические и программные средства ЭВМ, в частности, позволяют: применять для нанесения и отслеживания оперативной обстановки электронные карты, осуществлять обмен необходимыми документами между АРМ должностных лиц, проводить отдельные расчеты по эффективности планируемых боевых действий (операций), визуализировать динамику отдельных эпизодов тактического и оперативного уровня с демонстрацией хода и результатов действий на экране коллективного пользования.

Однако само по себе оснащение ВАГШ современными ЭВМ проблемы качественного улучшения процессов обучения не решает. Несовместимость программных средств, дефицит сервисных и вычислительных возможностей ЭВМ ограничивают их применение отработкой отдельных этапов работы органов управления, не позволяют охватить все информационные и технологические потребности обучаемых и аппарата руководства КШВИ. Побочным негативным эффектом использования существующих программно-аппаратных средств является значительное (по крайней мере, вдвое) увеличение трудозатрат профессорско-преподавательского состава на подготовку учебных мероприятий из-за дублирования всех документов в бумажном исполнении, громоздких ручных процедур по созданию для каждого разыгрываемого эпизода разнородной информационной базы.

Анализ опыта внедрения НИТ в различные виды военной деятельности позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, информатизация - объективная необходимость. В смысле широкомасштабного насыщения Вооруженных Сил программно-аппаратными средствами она уже идет, но процесс этот в сегодняшних условиях слабо управляем, что обусловливает его низкую эффективность.

Во-вторых, работы по информатизации связаны с большими затратами сил и средств. Поэтому они не могут вестись на уровне местных инициатив и общественных началах, а требуют единого руководства, единых концептуальных подходов, согласования усилий в рамках ведомственных и общегосударственных программ, создания штатных структур, отвечающих за разработку и применение программно-аппаратных средств, увязки с проводимой военной реформой.

В-третьих, целенаправленную информатизацию военного ведомства следует начинать с процессов обучения. Тем самым решаются две важные задачи: образуется методологическое ядро будущей ведомственной информационной системы и создается реальная база подготовки кадров, владеющих опытом внедрения НИТ. Работы при этом целесообразно проводить на специально сформированной научно-экспериментальной базе. Ее научным компонентом может стать временный творческий коллектив из преподавателей и ученых ведущих учебных заведений МО, специалисток в области проектирования и применения информационных систем, а технологической основой - учебная материально-техническая база вузов. На творческий коллектив можно возложить разработку концепции информатизации основных видов деятельности ВС и создание экспериментальной многофункциональной информационной системы (МИС) в виде обучающего комплекса программно-аппаратных средств. В сложившихся условиях ВАГШ более других структур подходит для развертывания указанных работ.

И наконец, главный вывод. В настоящее время наиболее актуально теоретически обобщить накопленный опыт и определить условия, методы и средства внедрения новых информационных технологий. Остановимся на этих вопросах более подробно.

За последние пять - семь лет большинство исследований и публикаций по проблемам информатизации были сосредоточены на обосновании важности и необходимости внедрения НИТ или описании, каким образом их применять в различных видах деятельности, прежде всего в области обучения (компьютерные военные игры). В то же время в самой логике развития предметной области наблюдается своего рода теоретический провал - отсутствуютработы, обосновывающие условия, методы и средства внедрения НИТ. Привычный для нас в таких случаях поиск «своего пути» предоставил исследователям достаточное количество поучительных практических примеров, чтобы обстоятельно разобраться в ситуации и определить, что делать дальше.

Первым в списке объектов для теоретического осмысления стоит само понятие «информатизация». В соответствии с Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и других на основе формирования и использования информационных ресурсов. Темп и объекты информатизации общества во многом регулируются рыночными отношениями. Государство формирует правовые нормы, защищая свои интересы и интересы граждан, а рынок быстро проверяет целесообразность каждого нового направления, продукта или услуги механизмами прибыли, спроса и др.

Процессы информатизации Вооруженных Сил существенно отличаются от рыночных, требуют более жесткого управления. Поэтому применительно к ним информатизацию целесообразно рассматривать как организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей личного состава ВС, должностных лиц штабов и других органов управления на основе формирования и рационального использования информационных ресурсов в новой технологической среде.

Ключевую роль в приведенных определениях играет понятие «информационные потребности», так как именно они являются объектом информатизации, а ее предметом - методы, системы и средства, позволяющие указанные потребности удовлетворить, то есть новые технологии.

Однако в большинстве исследований и публикаций по информатизации видов военной деятельности слов «информационные потребности» нет вообще. А информатизация представляется как односторонний процесс создания, широкомасштабного внедрения и применения методов, систем и средств получения, накопления и использования информации. Это создает ложное представление о границах проблемной области, иллюзию легкости решения проблемы: достаточно поставить два компьютера (система), загрузить соответствующую программу (метод и средства) и информатизация будет проведена. Отсюда сплошь и рядом возникают нелепые по сути ситуации, когда создается система, а под нее «подгоняются» потребности.

Важным элементом понятия «информатизация» и объектом теоретического осмысления являются «оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей». Одними из первых в их перечне, по нашему мнению, стоят оптимальные условия для внедрения НИТ.

Суть большинства сегодняшних подходов сводится к тому, что основное условие создания и внедрения информационных и других систем с элементами искусственного интеллекта состоит в наличии автоматизированной системы моделирования боевой обстановки (АСМБО). Главная мотивировка его сторонников - опыт американцев, которые такую систему как бы уже имеют. Думается, здесь мы снова сталкиваемся с отсутствием ясности в представлениях о составе, назначении и возможностях подобных систем. Необходимость программно-аппаратной основы для привлечения новых технологий в виды деятельности не вызывает сомнения. Проще говоря, без компьютера и соответствующих программных средств, конечно же, ничего не сделаешь. Вместе с тем приведенное выше условие обязательное, но не единственное. В данном случае АСМБО сама является элементом информационного пространства системы более высокого порядка. Кроме «железа» и программных средств последняя включает в себя обученный обслуживающий персонал, подготовленных пользователей, развитую во всех смыслах информационную индустрию, воспитанное и закрепленное законодательными актами отношение к информации как к продукту, имеющему высокую рыночную стоимость, и др.

Поэтому непременным условием создания многофункциональной информационной системы является наличие единого информационного пространства, представляющего, на наш взгляд, взаимосвязанный комплекс средств и способов общения и отображения реальности в видах деятельности в новой технологической среде. При этом подразумевается использование общепринятых систем формирования и применения информационных ресурсов, языков общения, технологий доступа, обмена и переработки информации, коммуникаций, а также единых структур информационных ресурсов, банков данных и знаний, систем управления ими.

Термин «информационное пространство» стал привычным в контексте эксплуатации систем обеспечения радиолокационной информацией и расширения телекоммуникационных сетей. Научного же определения упомянутого понятия в рамках информатики до сих пор не появилось. Однако заметные даже на бытовом уровне признаки интеграции программно-аппаратных средств в единый многофункциональный комплекс, опирающийся на глобальную интеллектуализированную информационную систему, дают основание рассматривать информационное пространство как одну из наиболее перспективных и важных для теоретического осмысления категорий эпохи информационной цивилизации. В отличие от геометрического пространства оно охватывает виды деятельности. В этом смысле, вероятно, потребуется принять и всесторонне обосновать такую категорию, как «военная деятельность». Весьма полезными могут оказаться работы В.А.Карташева по общей теории и методологии систем, разработанные им понятия деятельного акта.

Результативность информатизации напрямую связана с организованностью этого процесса, под которой понимается прежде всего наличие и эффективная работа механизма управления информатизацией. В сегодняшних сложных экономических условиях, как никогда, нужны ясные ориентиры в привязке процессов информатизации видов деятельности ВС к целям и задачам их реформирования.

Механизм управления представляет собой отлаженную систему федеральных и ведомственных норм, органов управления и их взаимоотношений, общепринятых правил, методик, теоретических разработок и практических мер, традиций и взглядов, позволяющую эффективно влиять на ход процессов информатизации ВС. Он предусматривает наличие единой общепринятой содержательной основы в виде концепции информатизации, долгосрочных программ; единой административной вертикали управления процессами информатизации в масштабе ведомства; властных полномочий и возможностей концентрации ресурсов и средств для разработки и финансирования крупных проектов; опыта и методик перспективного планирования и координации научно-исследовательских и практических работ в области информатизации деятельности ВС; эффективной системы накопления и распространения опыта разработки МИС; ясной и простой системы контроля за всеми этапами движения ресурсов и средств, выделенных на реализацию проектов и программ.

Анализ реального положения дел в этой области свидетельствует, что такого механизма мы пока не имеем. Взять хотя бы концептуальные вопросы. При всеобщем понимании важности применения НИТ единых общепринятых взглядов на направления, формы и способы внедрения этих технологий в конкретные виды военной деятельности нет. Больше того - налицо различное толкование самого процесса. Одни говорят о компьютеризации, другие - об автоматизации, третьи - о математическом моделировании военных действий. Существует даже мнение ввести новый вид обеспечения операций и боевых действий - математическое.

Из-за отсутствия действенного механизма мы, видимо, занимаемся только компьютеризацией, так как управление процессами информатизации осуществляется в основном на уровне запретов и распределения средств на закупку компьютеров, периферии и программных продуктов. При таком управлении в обозримом будущем можно получить выигрыш не больше, чем от автоматизации труда машинистки или чертежницы. Наиболее ощутимые потери от неуправляемой информатизации обусловлены отсутствием эффективной системы накопления опыта, прежде всего отечественного, ценность которого еще до конца не осознана, а возможности не реализованы.

Следующее важное условие внедрения НИТ в виды деятельности ВС заключается в наличии подготовленного для работы контингента. Каждая ступень подготовки специалистов и командного состава ВС должна обеспечивать им свободное владение новыми информационными технологиями на своем уровне служебной деятельности. При этом училища (институты) должны готовить офицеров как пользователей общепринятых программно-аппаратных средств, а видовые академии (университеты) и ВАГШ - специалистов в области НИТ.

Безусловная ценность подобного рода профессионалов военного дела может быть закреплена системой квалификационных надбавок к должностному окладу (как за классность или ученое звание). Такими мерами без больших материальных затрат, с одной стороны, закрепляются новые общественные ценности, с другой - уменьшается «утечка мозгов» из Вооруженных Сил.

Конечно, существуют и другие важные условия внедрения НИТ. Многие из них выходят за рамки военного ведомства, например вопросы финансирования, развития отечественной базы информатизации: микросхемотехники, фотоники, программного обеспечения и т.д. Но и то, что зависит от военного руководства, военной науки, может в значительной мере ускорить процессы внедрения НИТ. В качестве первоочередной меры здесь, вероятно, нужна привычная для нас основа в виде решения, отражающего целевые установки, содержательную и методологическую сторону предмета: что мы хотим создать, для чего, как организовать работу, кто ее будет выполнять. В данном случае роль такого решения может выполнить концепция информатизации.

Для целенаправленного и эффективного планирования процессов внедрения НИТ требуется ясность в понимании их преимуществ и недостатков.

Термин «технология» означает совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; задача технологии - выявление закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее экономичных и эффективных производственных процессов. По аналогии с приведенным термин «новые информационные технологии» можно определить как совокупность программно-аппаратных средств и методов диалога человека с ними, позволяющую последнему получать необходимый информационный продукт, изменять его качество (свойства), накапливать, хранить и обмениваться информацией в различных видах деятельности.

Принципиальная особенность Н ИТ заключается в предоставлении пользователям прямого доступа (без посредников) к информационным, интеллектуальным, вычислительным ресурсам распределенных информационных систем и опыту экспертов. При этом пользователь вовлекается в информационное пространство, созданное программно-аппаратными средствами, и получает возможность активно добывать информацию об интересующих его объектах, самом пространстве, управлять в определенной степени их свойствами. Примером информационного пространства служит глобальная сеть Интернет, а объектов - элементы обстановки на электронных картах. Применение НИТ в ходе обучения позволяет обеспечить простой доступ к информации в предметной области, накопление и использование методологического опыта, визуализацию объектов и процессов их функционирования, прогнозирование развития событий в заданных условиях, оценку обоснованности решений, создание управляемых моделей, позволяющих влиять на свойства объектов и среды в ходе реализации принятых решений.

Говоря о преимуществах НИТ,' нельзя забывать и об их недостатках, особенно когда речь идет о военной деятельности. Глобальный распределенный доступ к информации - одно из главных достоинств этих систем - одновременно является их слабым звеном, так как всегда остается гипотетическая возможность несанкционированного доступа к информационным ресурсам, вывода из строя носителей информации, ее искажения и разрушения каналов связи. Эти обстоятельства заставляют постоянно соотносить темп внедрения НИТ с развитием средств защиты информации, стоимость которых порой превышает стоимость самих информационных систем. Кроме того, возрастает зависимость человека от состояния обеспечивающих его деятельность сложных информационных систем.

Что касается упоминаемых в дефиниции термина «информатизация» информационных ресурсах, то они являются важнейшим из рассматриваемых элементов. Именно с ними непосредственно связаны объект и предмет информатизации. В законе «Об информации, информатизации и защите информации» они поставлены в один ряд с другими ресурсами: сырьевыми, людскими, финансовыми.

Законодательно определенная ясность в отношении содержания информационных ресурсов, конечно же, не решает всех проблем, и в первую очередь их накопления в новой технологической среде. Попытки простого переноса информации в среду информационных систем в виде текстов и графики не всегда дают желаемый результат. Чаще происходит наоборот, так как разрушается важный, естественный и привычный для человека защитный барьер из «бумажных» процедур, ограничивающий информационный доступ. Лавинообразный поток сообщений, получаемых с экрана дисплея или в распечатке, подчас пугает и запутывает пользователя, лишая его возможности усвоить и оценить всю информацию. Отсюда вытекает проблема формирования информационных ресурсов. Она осложняется тем, что на сегодняшний день нет научно обоснованной, общепринятой методики описания предметной области, пригодной для переноса информации в новую технологическую среду.

Каждый эксперт описывает предметную область содержательно на основе собственных представлений о ней, что создает ряд трудностей, связанных с формализацией такой информации и ее применением как продукта, ориентированного на широкий диапазон запросов. Содержательное описание включает в основном фактографические сведения в виде общих признаков, свойств объектов, их связей с другими объектами. Как правило, этого бывает недостаточно для перевода информации в новую технологическую среду. Формализация знаний требует присвоения информационным объектам дополнительных признаков в виде понятий и процедур, ориентированных на конкретные программные средства.

Поэтому создание информационных систем, вероятно, повлечет за собой разработку определенных правил, включающих рекомендации; по внедрению и применению системы описания видов деятельности в новой технологической среде; системы классификации информационных ресурсов по установленным признакам; порядка выбора соответствующих технологических элементов информационных систем, обеспечивающих получение информационных продуктов нужного качества.

В новой технологической среде информационные ресурсы содержатся в так называемых хранилищах информации. Они представляют собой автоматизированные информационные системы, позволяющие собирать сведения из распределенных баз данных (знаний), формировать, хранить и использовать информационные ресурсы как единое целое. Основными компонентами таких хранилищ являются: информационное сырье (первичные сведения об объектах и процессах); правила применения накопленного опыта (нормативная база, критерии эффективности, различные классификаторы и т.п.), вычислительные ресурсы и программные средства. Поэтому если мы хотим получать информационный продукт требуемого качества, то должны выполнить по крайней мере три условия: определить систему описания видов деятельности; сформировать первичную информационно-справочную систему и внедрить ее в технологическую среду, преобразующую информационное сырье в некий продукт.

В основе подходов к решению данной задачи лежат информационные потребности конкретных должностных лиц. Под ними следует понимать объективные нужды последних в специально организованной информации, необходимой для полноценной реализации ими своих функций в определенных условиях деятельности. В более широком смысле информационные потребности - заявка (заказ) систем различного назначения на необходимые для их функционирования информационные ресурсы, которые могут находиться на разных технологических стадиях готовности к использованию. Применение такого подхода к информационным процессам побуждает выделять в них стадии переработки информации от информационного сырья до продукта высшего качества. Причем критерии качества информации должны быть непосредственно связаны с возможностями по ее использованию для решения конкретных задач в видах деятельности. Поэтому так важен, например, поиск и выбор форм представления пользователям результатов информационных процессов при удовлетворении их информационных потребностей. Речь идет прежде всего о способах визуализации запрашиваемых пользователями сведений об объектах и процессах. Многие проблемы здесь могут решаться с помощью быстро развивающихся геоинформационных технологий.

В статье обозначены лишь контуры проблемы. Задача военной науки заключается в подготовке теоретической почвы для информатизации ВС. При этом, в частности, потребуется более глубоко разобраться в содержании и отношениях таких понятий, как «информационное пространство», «новая технологическая среда», «новые информационные технологии», «информационные ресурсы», «информационные потребности должностных лиц» и др. В практическом плане назрела необходимость создания действенного механизма управления процессами внедрения и освоения НИТ в рамках военного ведомства.

Военная мысль. 1999. № 2. С.26-36; № 3. С.38-45.

Карташев В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995.

Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1994.

Военная мысль. 1997. № 5. С.49-53 ; 1999. № 2. С.34-36.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации