Психологическое обеспечение безопасности военной службы
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1999, стр. 57-61
Психологическое обеспечение безопасности военной службы
Полковник в отставке А.В.АРТАМОНОВ,
кандидат технических наук, член-корреспондент МАИ
Майор С.М.ГРИГОРЬЕВ,
научный сотрудник
В.Г.ЗАЗЫКИН,
доктор психологических наук, академик МААН
Полковник в отставке Е.М.СУШКЕВИЧ,
кандидат технических наук, академик МАЭиБ, член-корреспондент АВН
В ОСНОВНЫХ положениях военной доктрины РФ отмечается, что «непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против Российской Федерации в современных условиях значительно снизилась. Вместе с тем военная опасность сохраняется». Здесь же определены основные направления и принципы обеспечения военной безопасности РФ, одно из них - «создание системы военно-патриотического воспитания и формирования морально-психологической готовности граждан к защите Отечества». Отметим также, что происходящие в наше время в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях изменения как в техническом оснащении, так и в формах и способах применения военной силы не только не снижают зависимость военной безопасности России от морально-психологической готовности народа и его ВС, но и увеличивают ее.
Цель морально-психологического обеспечения боевых действий в современных условиях - формирование и поддержание высокого морального духа, устойчивого морально-психологического состояния личного состава, дисциплины, организованности и сплоченности коллективов при подготовке к выполнению боевых задач. Данный вид обеспечения боевых действий включает социально-психологическое обеспечение, информационно-воспитательную, социально-правовую и культурно-досуговую работу, противодействие информационно-психологическому воздействию противника. Помимо этого, его важнейшей составной частью является, на наш взгляд, психологическое обеспечение безопасности военной службы.
Исследования, проведенные, в частности, учеными Академии РВСН, показывают (а войсковая практика это подтверждает), что главными виновниками катастроф, аварий, поломок и других происшествий в войсках являются военнослужащие - по их вине происходит 40-70% всех отказов сложных военно-технических систем. Для выявления и устранения конкретных причин, породивших ошибочные действия личного состава и вызвавших несчастный случай, необходимо создание соответствующей научной базы. По нашему мнению, такой базой может стать психология безопасности военной службы.
По мере развития отдельных отраслей военной психологии (авиационной, морской, ракетной, инженерной, пограничных войск, войск гражданской обороны, внутренних войск и др.) выяснялось, что психологическое обеспечение безопасности военной службы не менее актуально, чем, например, деятельности космонавта. Ведь известно, что фактор риска присутствует в ходе учебно-боевых полетов, при подводном плавании, несении боевого дежурства (боевой службы), подготовке и проведении пусков ракет и боевых стрельб, выполнении работ с ядерными и обычными боеприпасами, взрывчатыми веществами, компонентами ракетных топлив, при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, защите общественной безопасности и т.п.
Психологические проблемы безопасности присущи также военной деятельности представителей органов государственной власти и управления, непосредственно занимающихся вопросами обороны и безопасности страны, особенно принимающих ответственные оборонные решения, работников предприятий и учреждений, занятых созданием оружия, боевой техники и обеспечением ими сил обороны РФ.
Из сказанного следует, что психологию безопасности военной службы необходимо рассматривать не в качестве раздела военной психологии, а как отрасль науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах военной деятельности мирного и военного времени. С учетом такого подхода психология безопасности военной службы (далее - психология безопасности) - отрасль военно-психологической науки, изучающая опасные и вредные психофизиологические факторы военной службы, психологические причины войскового травматизма и пути использования психологии для повышения безопасности жизнедеятельности войск.
Психология безопасности имеет свой объект и предмет, понятийный аппарат и методы решения задач. Объектом психологии безопасности являются различные, связанные с опасностью области (сферы) службы, в том числе и такие ее составные элементы, как боевая подготовка, боевое дежурство, эксплуатация ВВТ, предметом - психические процессы, порождаемые военной службой, психические состояния и качества воина, влияющие на безопасность его службы. Понятийный аппарат пока находится в стадии разработки, что объясняется относительной новизной этой отрасли военной психологической науки.
Основными целями психологии безопасности являются: раскрытие общих психологических причин несчастных случаев; выявление закономерностей формирования у воинов социально-психологических и профессиональных качеств, позволяющих им успешно действовать в напряженных условиях военной службы; разработка путей повышения безопасности военной службы в мирных условиях и боевой обстановке. Эти цели достигаются решением конкретных задач по следующим направлениям военно-психологических исследований: выявление психофизиологических опасных и вредных факторов военной службы, их идентификация и разработка мер защиты; изучение связи индивидуальных качеств и состояний личности воина с его безопасностью (защищенностью); исследование психологических причин несчастных случаев с учетом конкретных условий военной службы; исследование психологических аспектов взаимоотношений человека и окружающей среды; разработка рекомендаций по использованию психологических факторов в целях повышения безопасности военной службы. Кратко рассмотрим эти направления.
Выявление психофизиологических опасных и вредных факторов военной службы, их идентификация и разработка мер защиты. К таким факторам, по мнению авторов, относятся гиподинамия, гипокинезия, десинхронизация биоритма, дистресс, монотония, физические, эмоциональные и умственные перегрузки, тревожность, страх, стресс, утомление, сонливость, неблагоприятный психологический климат, психофизиологическая несовместимость, появление иллюзий при восприятии действительности.
Для большинства указанных элементов пока еще не разработаны нормы (стандарты, единицы измерения), а также адекватные им меры защиты или противодействия.
Изучение связи индивидуальных качеств и состояний воина с его безопасностью (защищенностью) включает: выявление индивидуальных качеств и их сочетаний, способствующих адаптации личности к условиям военной службы; оценку влияния психофизиологических состояний, снижения функциональных возможностей личности на ее безопасность; разработку методологии изучения связи индивидуальных качеств и состояний личности с ее безопасностью.
Часть этих вопросов достаточно успешно решена психологами и психофизиологами, занимающимися диагностикой профессиональной пригодности гражданских специалистов, что может быть использовано и в обеспечении безопасности военной службы. Так, комплексное изучение состояния здоровья и индивидуальных качеств рабочих машиностроительного производства позволило выявить показатели, от которых в наибольшей мере зависит вероятность несчастных случаев. Из психофизиологических факторов на первом месте стоят эмоциональные свойства, качества темперамента, способность к концентрации (распределению, переключению) внимания, сенсомоторная координация, выносливость, а также склонность к риску; из социально-психологических - отношение к работе и коллективу, дисциплинированность, исполнительность и т.п.
Авторы полагают (и это подтверждают результаты ряда исследований), что универсальным качеством личности воина, определяющим его защищенность от опасности, является способность к правильным действиям в аварийных ситуациях. Как показывают результаты профессиографических исследований и экспериментальные данные, эффективность деятельности в экстремальных условиях определяется: социометрическим статусом личности в коллективе, мотивацией к деятельности именно в экстремальных условиях (как внутренней потребностью), уровнем физической подготовленности, нервно-психической устойчивостью, общим интеллектуальным развитием, положительным отношением к своей специальности, а также такими индивидуально-психологическими особенностями, как доброжелательность, общительность, способность к психологической мобилизации, отсутствие склонности к депрессивным, психастеническим и тревожным реакциям.
Исследование психологических причин несчастных случаев с учетом конкретных условий военной службы ставит своими основными задачами выявление влияния структурных элементов деятельности на поведение человека; определение предпосылок возникновения конфликтов на почве разной мотивации военной службы, оценку мотивов и выявление их связи с безопасностью военной службы; раскрытие причин рискованного поведения, обоснование методов определения склонности к риску и выявление ее связи с несчастными случаями. Успешное развитие данного направления даст возможность заблаговременно выявлять причины возникновения несчастных случаев в войсках и намечать конкретные пути их предупреждения.
Исследование психологических аспектов взаимоотношений человека и окружающей среды включает: исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды, выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; выявление мотивации экологического поведения как причины проступков лиц, наносящих ущерб окружающей среде или, наоборот, стремящихся любыми способами воспрепятствовать этому процессу; анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост правонарушений и преступности, демографические сдвиги и др.); разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке; определение механизмов осуществления эколого-психологических экспертиз внедрения новых научно-технических проектов и разработок, В ВТ, военных технологий, утилизации, воздействующих на окружающую среду.
Разработка рекомендаций по использованию психологических факторов в целях повышения безопасности военной службы предполагает: формирование психологического настроя на безопасную службу, стимуляцию и воспитание безопасного поведения; обучение безопасному проведению различного рода работ; внедрение научно обоснованных методов психологического анализа причин несчастных случаев; выявление лиц с такими характерологическими особенностями, поведенческими и эмоциональными реакциями на стрессовые нагрузки, которые позволяют им эффективно действовать в различных ситуациях; организацию психологической подготовки личного состава к действиям в нештатных (аварийных) ситуациях; разработку психологических средств предупреждения об опасности; определение рационального объема и формы доведения информации, содержащейся в эксплуатационно-технической документации; организацию профессионального отбора с учетом требований безопасности.
Свои задачи психология безопасности военной службы решает, используя ряд общенаучных методов - анкетный опрос, лабораторный эксперимент, интервью, беседы, моделирование, тестирование, наблюдение, самооценку и т.д.
Таким образом, психологическое обеспечение безопасности военной службы рассматривается нами как комплекс научных, организационных, технических мероприятий и средств, направленных на использование психологических факторов в целях повышения безопасности личности воина, вооружения и военной техники, технологических и эксплуатационных процессов, воспитания и обучения безопасному поведению, анализ несчастных случаев как метод профилактики войскового травматизма, формирование экологического сознания и экологического поведения всех категорий военнослужащих. Научной основой психологического обеспечения безопасности военной службы должна стать психология безопасности, технической - технические средства реализации методов психологии безопасности. Что касается его организационной основы, то, по нашему мнению, уже назрел вопрос о создании в силах обороны РФ специального подразделения (службы), которое бы занималось вопросами, связанными с психологической экспертизой, диагностикой, консультированием, организацией и проведением военно-психологических исследований в сфере безопасности военной деятельности и военной службы.
Базой для психологической службы могут стать организационные структуры действующей системы профессионального отбора, введенной в Вооруженных Силах РФ приказом министра обороны № 202 от 4 июля 1994 года. Аналогичные системы профессионального психологического отбора функционируют в других войсках и воинских формированиях. Считаем, что в состав такой службы (если она будет создана) должны входить, кроме прочих, специалисты в области инженерной психологии и эргономики, подготовку которых необходимо возродить.
Вести военно-психологические исследования по обеспечению безопасности, организовывать и проводить их в жизнь могут только квалифицированные и подготовленные военные кадры. Отметим, что в военных академиях и военных училищах различного профиля до недавнего времени изучение вопросов психологии безопасности вообще не предусматривалось; практически отсутствует и учебно-материальная и исследовательская база. Полагаем, что и существующие организационные структуры на базе Главного управления воспитательной работы МО РФ (управления воспитательной работы, социально-психологической работы и воинской дисциплины, военно-социологических исследований и информирования войск) объективно не в состоянии эффективно решать задачи по указанным выше направлениям военно-психологических исследований.
В условиях проходящей военной реформы, в частности реформы военного образования, и возможного сокращения количества слушателей и преподавателей (уже стоит вопрос об интеграции не только кафедр и научных направлении, но и отдельных вузов МО РФ) считаем целесообразным объединить ряд научных направлений по безопасности и работающих в них специалистов в единый методический и научный коллектив. Его создание позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных системных инженеров по безопасности жизнедеятельности войск и военной экологии, ядерной и радиационной безопасности как для видов, так и для ВС в целом; основательную и, главное, комплексную подготовку всех военных специалистов в этой области; высокий уровень «культуры безопасности» руководящего командного состава ВС; переподготовку профессорско-преподавательского состава военных училищ для преподавания новых учебных дисциплин; эффективную учебно-методическую подготовку военных специалистов в войсках и учебных центрах; формирование интеллектуального потенциала высшей военной школы для решения научных и практических задач безопасности жизнедеятельности войск, в том числе психологической и эргономической направленности.
Актуальной ныне является разработка единой концепции подготовки специалистов в сферах военной техники, экономики и менеджмента, учитывающей реальное многообразие военной деятельности, системных взаимосвязей и обеспечивающей при своей реализации снижение рисков аварий и катастроф на вооружении и технике, экологических рисков, повышение ядерной и радиационной безопасности, защищенности личного состава и военных объектов в чрезвычайных ситуациях и тд. Работа в этом направлении проводится в ряде крупных российских высших учебных заведений: Московском государственном техническом университете, Государственной академии управления, Московском авиационном технологическом институте и др. Определенный опыт таких исследований, и прежде всего в подготовке кадров для военной эргономики, инженерной психологии и психологии безопасности, имеет Академия РВСН имени Петра Великого (кафедра военной акмеологии и кибернетики).
Менеджмент военной и экологической безопасности, безопасности военной службы - это не просто новый, современный вид военной деятельности, это новый образ мышления военных руководителей различного ранга, а он совершенно немыслим без фундаментальных знаний, в том числе в психологии и эргономике безопасности военной службы, являющихся научной основой психологического обеспечения жизнедеятельности войск. Очень важно, по нашему мнению, чтобы Министерство обороны как можно быстрее вписалось в федеральную и европейскую системы решения проблем безопасности. Это позволит повысить эффективность прогнозирования возможных экстремальных ситуаций и, как следствие, предотвращать или сводить к минимуму их негативные последствия.
Военная мысль. Специальный выпуск. 1993. Ноябрь. Сб.
Факторы, представляющие опасность для психического здоровья, а также способствующие возникновению опасных ситуаций и, как следствие, несчастных случаев. В свою очередь, психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Решетников Н.М. Популяционный подход к прогнозированию деятельности в экстремальных условиях / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб. материалов. М.: АН СССР. Институт психологии, 1991.