РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ БПА

ЗВО № 10/2003 стр. 57-63

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ БПА

Капитан 2 ранга В. МОСАЛЁВ

В ведущих зарубежных странах самолетам базовой патрульной авиации (БПА) уделяется большое внимание. Современные самолеты БПА решают задачи борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, минных постановок, нанесения воздушных ударов по наземным объектам, загоризонтного целеуказания и поддержки ударных сил, оценки результатов ударов, обеспечения информацией командования, управления и связи морских и наземных сил. Самолеты могут вооружаться крылатыми и противокорабельными ракетами, а их РЭО включает специальные системы обнаружения, слежения, целеуказания, связи и индивидуальной защиты, к числу которых относятся радиолокационные, оптоэлектронные. гидроакустические, магнитометрические, газоанализирующие, радио- и радиотехнической разведки (РР и РТР). В настоящее время самолеты БПА оснащаются системами связи, позволяющими передавать данные о местоположении, а также целеуказания и наведения непосредственно на командный пункт тактического звена в масштабе времени, близком к реальному.

Радиоэлектронное оборудование самолетов БПА приведено в таблице.

Радиолокационные станции (РЛС) обеспечивают дальнее обнаружение и выдачу целеуказания на применение оружия. В последние годы на больших и отдельных средних самолетах БПА устанавливаются многофункциональные РЛС, имеющие высокую разрешающую способность и обеспечивающие классификацию и обнаружение воздушных, надводных и наземных целей. Наиболее современными и широко используемыми являются следующие станции: AN/APS-137B, -143, 116, -503, -504 и -506, «Игуна», EL/M-2022, «Оушен мастер».

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ БПА

Тип самолета

Системы

Радиолокационные

Оптоэлектронные

Гидроакустические

Магнитные, газо-анализирующие

PP и РТР, индивидуальной защиты

Р-ЗС III «Орион»

AN/APS-137/V/5

AN/AAS-36, AN/AVX-1 или AN/ASX-4, AN/AXR-13nnn «Стар Сафир»

«Лофар», «Дифар», «Касс», «Дикасс», SVLA, VLAD, AN/ARR-72 и -78

AN/ASQ-8

AN/ALR-66, AN/ALE-47

АР-ЗС «Орион»

EL/M-2022A или AN/APS-504/V/

AN/AAR-36, AN/ASX-4, AN/AXR-1

«Барра», «Джезебель», AQS-90

AN/ASQ-503, Mk3A

AN/ALR-200

СР-140/А «Аврора»/ «АрктУрес»

AN/APS-134+, или AN/APS-116, или AN/APS-503, -504 и -506

OR-5008/AA, AN/ASX-4, AN/AXR-13 ЕО/2

«Лофар», «Дифар», «Касс», «Дикасс», «Джезебель», AN/ARR-52 и -7

AN/ASQ-50

EW-1017, AN/ALR-47

«Нимрод» Mk1/Mk2/MR.

«Сёрчуотер» 2000MR

MST-S «Найтхантер»

МНС или «Барра», CAMBS, SVLA, «Дифар»

AN/ASQ-10A, Mk3A

EW-1017, SFS-6

«Нимрод» MRA.

«Сёрчуотер» 2000MR

«Найтхантер» LLTV

CAMBS, «Дифар», VLAD, SVLA

Mk3A

EL/L-8300UK, DASS

«Атлантик» ANG

«Игуна»

FUR

DSAA-4, SADANG, AN/ARR-5

DMAX-1, Mk38

ARAR-13A

«Фоккер-50» «Энфорсер» МК

AN/APS-134 или -140

TSCM III LLTV

AN/UYS-50

AN/ASQ-50

E/EL-8300, AN/ALR-606/V/2, AES-215ES

CN-235 МР/МРА «Персуадер»

AN/APS-504 или -13

CHILIO

SADANG Mk

DR-3000 ESM

РЛС AN/APS-137B/V/3 - станция обнаружения надводных целей, обеспечивает обнаружение в сложных метеорологических условиях перископа подводной лодки и комплекс ее выдвижных устройств на дальностях более 70 км, а также обнаружение и распознавание маневрирующих воздушных и движущихся наземных целей. РЛС работает в 3-см диапазоне, имеет сектор обзора 270° и разрешающую способность 30 см. Данные РЛС передаются в другие системы самолета с помощью считывающего устройства AN/ASA-69.

РЛС AN/APS-143 «Оушен Аи» обеспечивает обнаружение перископа подводной лодки при состоянии моря 3 балла на расстоянии до 37 км. Максимальная дальность обнаружения надводных целей (кораблей малого водоизмещения) 370 км.

РЛС N/APS-116 «Профайл» работает в диапазоне частот 9 500-10 000 ГГц, имеет высокую разрешающую способность по дальности за счет сжатия импульсов и быстрого изменения несущей частоты, что обеспечивает при волнении моря обнаружение перископа подводной лодки на дальности до 18 км, под РДП - 55 км и в надводном положении - до 150 км.

РЛС AN/APS-503F работает в диапазоне 9 375-9 775 МГц, имеет мощность в импульсе 100 кВт, длительность импульса 0,5 или 2,4 мкс, частоту следования импульсов 200, 400, 1 200 и 1 600 имп/с, скорости вращения антенны 8, 12 и 45 об/мин и обеспечивает обнаружение РДП на расстоянии до 45 км. Максимальная дальность обнаружения целей 370 км.

РЛС AN/APS-504/V/2 работает в 3-см диапазоне, имеет круговой и секторный (60 и 120°) обзор, скорость вращения антенны 12 и 45 об/мин, по остальным параметрам аналогична РЛС AN/APS-503F. При полете самолета на высоте 450 м обнаруживает цели с эффективной отражающей поверхностью 15 м2 на дальности более ПО км при волнении моря 3 балла.

РЛС AN/APS-506 многоцелевая, предназначена для обнаружения как морских, так и наземных целей.

РЛС «Сёрчуотер» 2000MR - многоцелевая импульсная, работает в 3-см диапазоне и позволяет обнаруживать РДП на дальности до 52 км, боевой катер - ПО км и эсминец - 240 км. Процессор TRISAR обеспечивает классификацию целей. На легких самолетах БПА может использоваться облегченный вариант - «Сёрчуотер» 20QOM.

РЛС «Игуна» работает в 3-см диапазоне с изменяющейся от импульса к импульсу несущей частотой. Кроме того, предусмотрена возможность сжатия импульсов, а для классификации целей - работа с импульсами малой длительности.

РЛС EL/M-2022A - многоцелевая, обеспечивает при волнении моря до 3 баллов обнаружение РДП на дальности 54 км и ракетных катеров - до 144 км, позволяет следить одновременно за 100 целями.

РЛС «Мастер Оушен» - многофункциональная, обеспечивает обнаружение морских и воздушных целей. Выпускается в двух вариантах: «Оушен мастер-100» (средняя мощность 100 Вт, в импульсе 6 кВт) и «Оушен мастер-400» (соответственно 400 Вт и 8 кВт). РЛС обеспечивает круговой и секторный обзор, а также одновременное сопровождение 32 целей в радиусе нескольких сотен километров.

Оптоэлектронные средства обеспечивают обнаружение и сопровождение целей, наведение оружия и включают ИК-системы переднего обзора (ИКСГЮ -FLIR) и ИК-системы обнаружения подводных лодок по кильватерному следу, многоспектральные системы, ТВ-системы низкой освещенности (LLLTV) и дневные ТВ-камеры. Наиболее широко используются системы ИКСПО дальней области ИК-спектра (длина волны 8-14 мкм) для обнаружения тепловых излучений, которые отличаются от постоянного изображения фона местности. Эти системы обнаруживают цели в темное время суток, в дыму и тумане. Однако в плотном тумане, облаках и во время дождя дальность их действия значительной снижается. Фирма «Рэйтеон» выпустила более 500 ИКСПО AN/AAS-36 для авиации США и других стран, OR-5008/AA для Канады, а также предлагает многоцелевую систему теплового изображения RAYFLIR-19 DNATS. В Канаде выпускается новая ИКСПО - IR Eye, а во Франции - CHILIO, AMACOS-100 и -300, а также Optropus Tango.

ИКСПО AN/AAS-36A IRDS обеспечивает просмотр всей нижней полусферы впереди самолета. Датчик системы установлен на гиростабилизированной платформе и может сканировать по азимуту на 200° в каждую сторону и по углу места от + 16 до - 82°. ИСКПО позволяет обнаруживать корабли на расстоянии до 35 км, в том числе подводную лодку в надводном положении на удалении до 13 км, под РДП - 5,5 км, под перископом - 2,5 км, а также тепловой след ПЛ при волнении моря 1 балл спустя 2 ч после ее прохода через район.

ИК-станция AN/AAR-13 обнаруживает подводную лодку по кильватерному следу, работает при температуре окружающей среды от - 2 до + 35°.

В системе дневной и ночной съемки AN/ASX-4 AIMS используется ИК/ оптоэлектронная камера мод. 20.

Система «Стар САФИР» включает ИКСПО, ТВ-камеру низкого уровня освещенности для обнаружения и слежения и дневную ТВ-камеру. Система имеет круговой обзор по азимуту и от + 30 до - 120° по углу места, а также позволяет обнаружить и распознать с высоты 8 300 м одиночный самолет на стоянке аэродрома на расстоянии 74 км.

Система дальнего наблюдения AN/AVX1 «Кластер Рэнджер» EOSS включает две видеокамеры и 35-мм фотокамеру, которые осуществляют кадровую съемку через иллюминаторы с улучшенными оптическими свойствами.

Система «Найтхантер» EOSDS состоит из нескольких датчиков, работающих на дальнем (8-12 мм) и среднем (3-5 мм) участках ИК-диапазона совместно с ТВ-камерой низкого уровня освещенности.

Гидроакустические системы включают системы радиогидроакустических буев (РГАБ), приемники и анализаторы сигналов РГАБ, индикаторы положения РГАБ, гидроакустические рекордеры, индикаторы гидроакустической обстановки и вспомогательную аппаратуру. Самолеты БПА имеют на вооружении различные системы РГАБ: пассивные («Дифар», «Лофар», «Барра», DUAV-4, «Джезебель» и SVLA), активные («Касс», «Канкасс», «Дикасс», «Комбс» и VLAD), активно-пассивные (DSAA-4, Mk IS, Mk 2) и батитермогра-фические.

В системе «Дифар» используются ненаправленные РГАБ AN/SSQ-53A и В, AN/SSQ-953, -954 и -41, позволяющие обнаруживать шумы в диапазоне 0,01-2,4 кГц на дальности 26 км и более, а также определять направление на шумящий объект. На самолете имеется устройство приема, обработки и отображения данных AN/AQA-7.

В системе SVLA предусматривается использование РГАБ AN/SSQ-77 с вертикальной антенной решеткой «Дифар», имеющей девять встроенных гидрофонов и два геофона. Буй принимает шумы в диапазоне 10 Гц-2,4 кГц и устанавливается на глубине до 963 м; время работы 1 и 8 ч.

В системе «Лофар» используются РГАБ AN/SSQ-41 и -53А, работающие в режиме шумопеленгования соответственно в диапазонах 0,01-6 и 0,01-0,5 кГц.

В системе DUAV-4 предусмотрено применение РГАБ DSTV-4M, -7 и -4L, а прием и обработка сигналов производится с помощью устройства TSM-8200 «Лантра 20».

В системе «Джезебель» используются РГАБ направленного действия AN/SSQ41B, -48, -413, -517, -518, -527В, -904 и -937, а также TSM 8020, работающие в режиме шумопеленгования в диапазоне 0,01-10 кГц, обнаруживающие шумы на дальности 22 км и определяющие дистанцию с точностью 2-5,5 км. На самолете установлено устройство AN/AQA-5.

В системе «Барра» применяются РГАБ AN/SSQ-801, на самолете - AN/AQS-901.

В систему SLVA включены РГАБ AN/SSQ-79 с управляемой антенной решеткой.

В системе «Касс» используются РГАБ всенаправленного действия AN/SSQ-47A, -50 и -62, в «Канкасс» - AN/SSQ-522 и -523. AN/SSQ-50 работает в режиме эхо-пеленгования в диапазоне 6,5-9,5 кГц, дальность обнаружения целей 7-8 км. Буй включается в активный режим работы по команде с самолета. Одновременно могут использоваться четыре РГАБ, причем каждый из них работает на собственной частоте. Дальность обнаружения целей буем AN/SSQ-47 составляет 10 км. На самолете имеются приспособления AN/AQA-7 и AN/AST-57, а в системе «Дикасс» - AN/SSQ-62B.

В системе ERAPS используется РГАБ AN/SSQ-75 с большой дальностью действия, Он предназначен для обнаружения гидроакустического следа подводной лодки, находящейся за пределами дальности действия пассивных буев.

В систему CAMBS входит РГАБ AN/SSQ-963 направленного действия. Система, работающая в диапазоне 10-2 400 Гц, включает девять гидрофонов и два геофона, а также приспособление AN/AQS-901.

Для снятия спектральных характеристик обнаруженных подводных лодок и надводных кораблей предназначен РГАБ AN/SSQ-57A пассивного действия, гидрофон которого измеряет линейно-частотные характеристики в диапазоне от 10 Гц до 10 кГц на дальности до 10 миль.

В системе DSSA используются активные ненаправленные РГАБ DSTA-3 и пассивные направленные DSTA-2. Первые работают на частоте около 10 кГц, имеют дальность действия до 5,5 км, а вторые - в диапазоне 1-30 кГц и способны обнаружить подводную лодку на дистанции до 7,5 км. Приемник активных буев на самолете работает в диапазоне 300-3 000 МГц, а передатчик - 30-300 МГц.

В системах Mk IS и Mk2 используются активные РГАБ, работающие в диапазоне 20,4-23 кГц, обеспечивающие обнаружение на дальности до 1,8 км, а пассивные буи принимают шумы в диапазоне 11-113 кГц на расстоянии до 13 км и имеют точность определения пеленга ± 0,5°. РГАБ 30104 работает в диапазоне 0,02-6 кГц.

Французские РГАБ активно-пассивного действия TSM-8010 и -8020 функционируют в диапазоне 0,01-15 кГц, при этом активный режим включается по команде с самолета.

Для определения распределения температур, солености и давления по глубине до 350 м используются специальные бати-термографические буи AN/SSQ-36 и -937, работающие в диапазоне температур от - 2 до + 35° на частотах 1310-2 700 Гц. Передачу данных на самолет об обнаружении цели РГАБ осуществляют в аналоговой или цифровой форме, причем 31-канальные буи работают в диапазоне 162,25-173,5 МГц, а 99-канальные

- 136-173 МГц с разносом частот между каналами 375 кГц. Прием сигналов с них на самолетах осуществляется приемниками AN/ARR-52A, -72 и -76, а также DRAX5B, имеющими чувствительность 1 мкВ на расстоянии до 180 км.

Магнитометрические системы включают магнитометры AN/ASQ-10A, -81 и -51, AN/ASQ-504, DMAX-1, магнитные компенсаторы AN/ASA-65 и другие, а также детекторы аномалий подводных лодок.

Газоанализирующие системы оборудованы газоанализаторами выхлопных газов AN/ASR-3 «Сниффер», Mk 3, Mk 38 «Автоликус», которые позволяют обнаруживать подводные лодки по кильватерному следу спустя 4 ч после их прохода через район.

Системы радио- и радиотехнической разведки (Р и РТР) обеспечивают дальнее обнаружение, распознавание и сопровождение источников радиоизлучений, а также выдачу целеуказания на применение оружия. Наиболее часто используемыми, совершенными и перспективными системами Р и РТР самолетов БПА являются AN/ALR-66/V/5, -606/ V/2 и -2001 «Одиссей», AN/ALQ-78A, EL/L8300, EW-1017, ARAR-13A «Эпар-13», HLR-109, AES-210. Кроме того, для базовой патрульной авиации разработаны системы AMES-6, AN/ALR-801, CS-5060 и-5650,АЕ8-210Е.

Система AN/ALR-66C/V/5 осуществляет автоматический поиск, обнаружение и опознавание РЛС всех видов излучения в диапазоне 2-20 ГГц. В ее состав входят: антенна AS-105, приемник радиолокационных сигналов и предупреждения о радиолокационном облучении, анализатор сигналов ЕР-2060. интерактивный плазменный индикатор и блок управления. По выбору оператора система может работать в трех режимах - панорамного наблюдения, анализа сигналов и точного анализа одиночной цели. В последнем режиме на индикаторе отображаются все данные, необходимые для загоризонтного наведения систем оружия.

Система AN/ALQ-78 обеспечивает обнаружение импульсных радиолокационных излучений, а также определение основных характеристик принятых сигналов и направление на источник излучения. В ней используется супергетеродинный приемник с быстрой перестройкой по частоте. Система автоматически работает в трех режимах: всенаправленный поиск (основной), анализ сигналов и пеленгование.

Израильская система EL/L-8300 в Австралии получила обозначение AN/ALR2001, а в Великобритании -EL/L8300 UK.

Система AN/ALR-2001 обеспечивает выполнение следующих функций: поиск, распознавание и пеленгование РЛС в диапазоне 0,5-18 ГГц; сопровождение цели для наведения противокорабельных ракет; предупреждение о радиолокационном облучении; обнаружение и пеленгование средств связи, работающих в дециметровом диапазоне, а также микроволновых линий передачи данных.

Система АЕ-210Е позволяет осуществлять автоматический поиск и обнаружение всех радиолокационных излучений в диапазоне 0,5-18 ГГц.

Комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) включают приемники обнаружения и предупреждения о радиолокационном, ИК- и лазерном облучении, теплопеленгаторы, станции постановки активных и пассивных помех. Все эти системы и средства составляют комплекс РЭБ индивидуальной защиты, могут работать совместно с системами РТР или самостоятельно. В настоящее время в основном используются пассивные системы предупреждения о ракетной атаке, новейшими из которых являются комплексные AN/AAR-47 и DASS.

Оптоэлектронная система AN/AAR47 пассивная, обеспечивает обнаружение по факелу приближающихся ракет класса «земля - воздух», выдает пеленг и дальность до ракеты, автоматически приводит в действие автоматы AN/ALE-47 разброса расходуемых средств радиоэлектронного противодействия: ИК-ловушек и дипольных отражателей. Она сопряжена с приемником предупреждения о радиолокационном облучении и включает шесть датчиков (обеспечивают круговой обзор),

Комплекс радио- и радиотехнической разведки AN/ALR-66C/V/5 центральный процессор и индикатор. Процессор анализирует данные каждого датчика и выдает рекомендации о способе противодействия. Угрозы с различных направлений автоматически анализируются, и им присваиваются приоритеты подавления. Контрольный индикатор отображает направление подхода угрозы с наивысшим приоритетом для выполнения маневра уклонения.

Радиотехнический комплекс DASS включает систему предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR56M, систему предупреждения о пуске ракет, буксируемую радиолокационную ловушку AN/ALE-50 и расходуемые средства РЭП. В его состав могут входить также приемник предупреждения о лазерном облучении, система направленных ПК-помех и станция постановки активных радиолокационных помех. В AN/ALR-56M используется супергетеродинный приемник сигналов в диапазоне 0,5-20 ГГц, приемник сдвоенной ножевой пеленгаторной антенны и четыре спиральные антенны.

Радиосвязной комплекс самолетов обычно включает: один-два комплекта KB- и УКВ-радиостанций, станции узкополосной спутниковой связи, многофункциональный связной терминал, аппаратуру засекречивания связи, а также вспомогательную аппаратуру. Связное оборудование самолетов позволяет им осуществлять дальнюю и тактическую связь в режимах телефонии и автоматизированной передачи данных.

Радионавигационный комплекс самолетов БПА, как правило, состоит из инерциальной навигационной системы, совмещенной с приемником космической радионавигационной системы NAVSTAR, приемоиндикаторов систем «Лоран-С», «Омега» и TACAN, доплеровских измерителей скорости и угла сноса, а также другой пилотажной аппаратуры.

Практически все радиоэлектронные средства самолетов БПА имеют встроенные процессоры и подключены к центральной ЭВМ самолета, а их данные отображаются на пультах управления и индикации. Так, на самолете Р-ЗС «Орион» различных модификаций, находящихся на вооружении многих стран, имеются три пульта управления и три многофункциональных дисплея: два AN/ASA-70 (один для отображения тактической обстановки, другой - радиоэлектронной) и AN/ASA-66 (отображения тактической обстановки для пилота).

В связи со значительным расширением функций больших самолетов БПА их радиоэлектронные средства не в полной мере отвечают современным требованиям. Поэтому в последнее время в ведущих зарубежных странах наряду с исследованиями по совершенствованию и созданию новых РЭС для существующих самолетов, разрабатываются специальные многоцелевые самолеты БПА (ММА - Multimission Maritime Aircraft) на базе коммерческих транспортных, и в частности Боинг 737 NG, получившего обозначение 737 ММА.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации